Минобороны проведет открытый тендер по закупке вертолетоносца для ВМФ РФ, где поучаствуют зарубежные и российские верфи. Минобороны считает лучшим французский проект Mistral. ОСК предлагает строить зарубежные аналоги на своих верфях, а глава совета директоров корпорации Игорь Сечин возглавляет правительственную комиссию по военному кораблестроению.
Как сообщил газете "Коммерсант" президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко, подготовкой тендера займется специальная комиссия, которая создается под эгидой Минпромторга. Комиссия должна определить, по каким критериям верфи будут допускаться к тендеру, а также когда состоится сам конкурс.
Читайте также: "Правительство "выстрелило" триллионами"
Mistral — многоцелевой десантный вертолетоносец со стандартным водоизмещением 16500 т, полным — 21300 т, при заполненном доке — 32300 т. Длина — 199 м, ширина — 32 м, осадка — 6,2 м. Скорость полного хода — 18,8 узла, дальность плавания — до 19800 миль. Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 штурмовых боевых вертолетов) с одновременным размещением на взлетной палубе до 6 машин. Корабль имеет четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке.
На грузовой палубе (длина 122 м, ширина 13,5 м) можно перевозить 1100 т грузов: до 470 десантников (кратковременно до 900), до 40 танков или до 70 автомашин. Вооружение корабля: две пусковых установки ЗРК Simbad, две 30-мм артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7-мм пулемета. На корабле есть госпиталь на 69 коек и возможность размещения 150 человек штабного персонала. Экипаж — 160 человек (в том числе 20 офицеров). В составе ВМС Франции имеется два вертолетоносца класса Mistral и строится третий корабль. По неофициальным данным, стоимость корабля — около 600 млн. евро (Справка "Оружие России").
Имеется и еще ряд альтернативных проектов, на которые обращают внимание эксперты. Испанский Juan Carlos I больше и вместительнее французского. "Хуан" даже победил Mistral на море в 2007 году на международном конкурсе, проведенном ВМФ Австралии.
Juan Carlos I — многоцелевое судно, предназначенное для проведения амфибийных и воздушных операций, транспортировки подразделений ВС, оказания гуманитарной помощи и эвакуации пострадавших. Корабль может использоваться в качестве авианосца при ремонте в сухом доке. Длина 230,82 м, максимальная ширина — 32 м, максимальное водоизмещение — 27563 т, осадка — 6 м. Корабль развивает максимальную скорость до 21 узла (39 км/ч) и обеспечивает транспортировку техники и личного состава на расстояние 9000 морских миль (16000 км) со скоростью 15 узлов (28 км/ч).
Экипаж — 243 человека постоянного персонала. Корабль может транспортировать во внутренних помещениях до 902 десантников с экипировкой и до 46 основных боевых танков Leopard. Длина и ширина полетной палубы 202,3 м и 32 м соответственно позволяют одновременно принимать восемь вертолетов или самолетов. На корабле может базироваться авиагруппа в составе 30 вертолетов NH90, или 19 штурмовиков AV-8 Harrier, или 12 вертолетов CH-47 Chinook, или 12 NH-90 и 11 AV-8 Harrier. Доковая камера корабля (69,3×16,8 м) может вместить четыре танкодесантных катера LCM или Super Cat или одно десантное судно на воздушной подушке (Справка "Оружие России").
Кстати, австралийцы отказались от французского проекта в пользу испанского не столько по причине превосходства последнего. Австралийцы хотели построить оба кораблся на своих верфях, в то время как Париж соглашался отдать только один. Показательная история в свете заявлений российских официальных лиц о намерении строить Mistral на своих верфях.
Также в СМИ фигурировала информация о переговорах с Нидерландами по поводу приобретения корабля Johan de Witt. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков направлял даже делегацию на голландские верфи Damen.
Johan de Witt (Landing Platform Dock) — десантный вертолетоносец корабль-док построен в 2005 г. и предназначен, в основном, для транспортировки и обеспечения высадки полностью экипированного батальона морских пехотинцев. Кроме того, он может использоваться в качестве командного центра при проведении военно-морских операций. В ангаре Johan de Witt могут разместиться шесть средних вертолетов типа NFH-90 или четыре больших вертолета типа EH101. (Справка "Оружие России")
Есть еще и корейский Dokdo, очень похожий на Mistral, Но как полагают эксперты, на Dokdo может быть установлено более совершенное радиоэлектронное и оборонительное вооружение, он идеален для операций в прибрежных зонах и рассчитан на дальние экспедиции.
Именно этот проект, южнокорейский корабь Dokdo за 650 млн евро, особенно нравится ОСК. Лицензию на его производство ОСК хочет приобрести у концерна Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (DSME), с которым корпорация уже соглашение о создании СП с судостроительным заводом "Звезда" на Дальнем Востоке. ОСК обещает построить его за 30 месяцев и $500-$700 млн.
По данным ОСК, в конкурсе на поставку вертолетоносца намерены участвовать три верфи — дальневосточный судостроительный завод "Звезда", "Адмиралтейские верфи" (Петербург) и калининградский "Янтарь". "Адмиралтейские верфи" и "Янтарь" участвуют в тендере вместе с входящим в ОСК Северным ПКБ, но проект не раскрывается.
Здесь стоит отметить, что затраты связанные с приобретением кораблей подобного типа на самом деле будут еще выше. Так как Россия создаст еще и береговую инфраструктуру, необходимую для базирования кораблей класса "Мистраль". Об этом заявлял заместитель министра обороны России Владимир Поповкин, увязывая создание такой инфраструктуры с соглашением о покупке французских вертолетоносцев.
Читайте также: "Франция продаёт России "глаза" и "уши"
Между тем, у многих военных экспертов вызывает сомнение необходимость закупки кораблей подобного типа за рубежом. Еще в советское время были выпущены большие десантные корабли серии 1174 (корабль может перевозить и высаживать десант до мотострелкового батальона, включающего 440 человек и 79 единиц техники или танковое подразделение с 46 основными боевыми танками, а также четыре вертолета Ка-29). Они способны десантировать морскую пехоту и боевую технику на необорудованное побережье, причем непосредственно на берег, чего тот же Mistral делать не может. Правда, подобная высадка возможна в том случае, если имеется захваченный плацдарм или подавляющее огневое превосходство. Но это если "переть в лоб" на противодесантную оборону…
Кроме того, отечественные БДК способны оказывать непосредственную огневую поддержку десанту, Mistral в его нынешнем виде может поддержать только вертолетами. При этом ПВО судов проекта 1174 значительно мощней, чем у французского десантного корабля.
Что касается возможностей организации командного центра на борту, то у французского корабля они значительно лучше. Но крупные десантные операции силами одного корабля в принципе не осуществить, а стало быть, штаб можно разместить на отдельном борту, не впихивая в одну лодку десант, технику, штаб и еще госпиталь.
К тому же защищенность этого корабля вызывает массу вопросов. Некоторые, не стесняясь, называют его просто — "корыто". Откровенно говоря, попытка "впихнуть невпихуемое" в один корабль, при всей привлекательности такой идеи, может стоить очень дорого в случае реальных боевых действий, а не операций против повстанцев с рогатками и копьями. Просто пойдут ко дну и штаб, и госпиталь, и морпехи с техникой -вертолетами…
Разумеется, впечатляет способность этого судна к автономному плаванию — до 210 дней непрерывного похода. "Вы, наверное, забыли, что у нас на Дальнем Востоке есть вопрос нерешенный с островами с точки зрения Японии, с нашей точки зрения все решено. Вы, наверное, забыли, что у нас есть Калининградский особый район как анклав, с которым нет прямой связи. Как туда все будет доставляться?" — отметил заместитель министра обороны России Поповкин, поясняя необходимость закупки французского корабля.
Но непрерывное плавание вокруг Сахалина и вдоль берегов Калининградской области с группой сопровождения в 10-12 кораблей, без которых француз превращается просто в мишень, вряд ли обойдется дешевле содержания небольших группировок с нормально оборудованными укрепрайонами.
Тем более это касается Калининграда, который проще сдать при таком необычном стратегическом подходе, так как посуху даже с учетом наличия суверенных территорий туда добраться проще дешевле и надежнее, чем покупая Mistral, которому будет явно тесновато в балтийской акватории. Да и не хватает в России этих самых кораблей сопровождения… Очевидно, покупка Mistral не является в полном смысле этого слова приобретением для российских Вооруженных Сил в контексте их традиционных задач.
Отчего и почему не ставятся задачи дальнейшего развития собственных проектов БДК в отечественном военном судостроении не совсем понятно. Тем более, что некоторые перспективы, несмотря на многолетний "распил" всего и вся в этом направлении имеются. В частности, БДК проекта 1174 строились на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде, который и примет участие в тендере. А вот силовые установки для кораблей этого проекта строились в городе корабелов Николаеве, что на Украине.
Читайте также: "Украина будет строить российские корабли"
Как стало известно в мае, в ОСК могут войти Черноморский судостроительный завод в Николаеве и еще ряд украинских верфей и заводов судостроительной отрасли. А ведь есть еще порядком подзабытый советский проект БДК 11780 11780риантом противолодочного корабля) водоизмещением около 25 тысяч тонн, способный нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек) и до 30 летательных аппаратов. И строить его должны были на николаевских верфях.
Однако судя по тому, что ОСК предлагает Минобороны не собственные проекты, а постройку лицензионных зарубежных судов, вопрос с приобретением кораблей именно такого типа уже решен. Причем решен окончательно и в пользу французов, которых можно подвигнуть тендерной угрозой к неким уступкам…
Самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.