Министерство сельского хозяйства России из-за засухи вновь понизило прогноз сбора зерновых в текущем году. Замминистра сельского хозяйства Александр Беляев озвучил новую цифру: 70-75 млн тонн. Прогнозы снижались регулярно: c 97 млн тонн до 90 млн тонн, а затем до 85 млн тонн. Это может привести к проблемам с контрактными экспортными поставками.
Урожай зерна в России в 2010 г. прогнозируется на уровне 70-75 млн тонн, заявил замминистра сельского хозяйства Александр Беляев журналистам в Новосибирске во вторник. По его словам, более точный прогноз будет дан, когда уборка начнется в регионах Сибири — после 15 августа. "От 70 до 75 млн тонн, думаю, у нас должно получиться", — цитирует замминистра Интерфакс.
Вместе с тем, из уст специалистов уже звучат предложения ограничить экспорт зерновых из России в этом году. Предлагается ввести хотя бы временное эмбарго на экспорт зерна в условиях засухи и стремительного падения урожая. Тем более, что по иным экспертным оценкам его объем может составить 65 млн тонн и менее. Уточним, что это цифра меньше ежегодной внутренней потребности страны в зерне.
Читайте также: "Прогноз всё хуже, но без хлеба не останемся"
"Пару месяцев назад мы ожидали урожая в пределах 90-95 миллионов тонн, но после двух месяцев такой плохой погоды, без каких-либо признаков улучшения по сей день, я бы назвал прогноз в 75 миллионов тонн слишком оптимистичным… Производство (может составить) около 65 миллионов тонн ", — говорит глава Международной зерновой компании, российского подразделения одного из крупнейших мировых трейдеров Glencore (Global Energy Commodities and Resources, бывшая Marc Rich, широко известная в узках кругах постсоветской России), Юрий Огнев в интервью телевидению Рейтер.
"С нашей точки зрения, у правительства есть все основания остановить весь экспорт зерна из России с 1 сентября. Остановить грамотно, не повышая экспортных пошлин, но объявив стопроцентное эмбарго на вывоз зерна и не ставя компании вроде нас — международных и российских экспортеров в невыгодное положение, — поскольку мы со своей стороны столкнемся с проблемой исполнения наших контрактов", — цитирует Огнева Reuters.
В частности, по мнению Огнева, эмбарго должно стать превентивной мерой. По его словам, после введения запрета на экспорт, следует "подождать какое- то время, может быть 4-5-6 недель, увидеть результаты сбора урожая, реальный объем поставок и спрос в регионах, и затем уже посмотреть, что дальше с этим делать. Это следует сделать сейчас и, я думаю, со стороны правительства не делать этого было бы безответственно ".
Между тем, Минсельхоз пока не собирается не только ограничивать экспорт, но и планирует остаться "на уровне прошлых лет". Об этом со ссылкой на замминистра сельского хозяйства Александра Беляева, сообщает РИА Новости. Уточним, что в 2009 году Россия поставила на экспорт 21,4 млн тонн зерна.
Беляев объясняет это тем, что вернуть потерянные рынки после введения эмбарго будет крайне сложно. Тем более, что Россия с таким трудом билась за них все последние годы.
"Пока это не будет вводиться. Принимает решение правительство, но на сегодняшний день такой ситуации нет. Экспорт очень легко потерять, но очень тяжело завоевать. Будем стараться балансировать на весах, максимально сохранив рынок и, естественно, на 100% обеспечить себя продовольствием и семенами и кормами", — сказал Беляев на международной конференции "Зерновая Сибирь".
"Но мы чувствуем, что рынок реально разогрет, цены растут каждый день, и в такой ситуации при таких погодных условиях должны быть предприняты какие-то меры.
Дефолты по поставкам? Да, это возможно. Трудно сказать, будет ли введен стопроцентный запрет на экспорт, мы должны учитывать форс- мажор и постараться избежать дефолтов. Если правительство решит установить экспортные пошлины, тогда дефолты могут быть достаточно большие", — приводит агентство мнение Огнева.
По его оценкам, если эмбарго не будет наложено наложено, объем экспорта пшеницы в текущем году может упасть до 5-8 млн тонн, а экспортеры могут недопоставить от 0,5 до 1 млн. тонн зерна.
Читайте также: "Батька даст стране зерна?"
Стоит заметить, что в отечественной истории уже бывали случаи, когда зерно, вопреки внутренним потребностям страны, направлялось на экспорт. При этом, только единственный голод 1932-1933 годов был связан исключительно с политикой. А вот уже порядком подзабытый голод 1891-1892 годов, о котором еще могут рассказать единицы прабабушек, был вызван тем, что урожая было собрано в два раза меньше, чем благоприятном 1888 году.
В результате, в 1891–1892 годах, когда отмечалось резкое снижение производства зерна в стране, объем экспорта зерна из России сохранили на прежнем уровне. Правительство, чтобы не потерять долларов, поступающих от экспорта, открыло резерв, но не для того, чтобы помочь населению страны, а чтобы обеспечить экспортные поставки. Тогдашнему министру финансов, Ивану Вышнеградскому, приписывают знаменитую фразу "Недоедим, но вывезем". Итог — 407 тыс. погибших от голода русских крестьян.
С другой стороны, не исключено, что Glencore, имеющий очень неоднозначную репутацию в мире больших акул бизнеса, преследует некие свои интересы, заявляя о необходимости введения эмбарго. В частности, это могло бы позволить посредникам и Glencore, в частности, воспользоваться правом объявить о форс-мажорной ситуации. Как бы то ни было, идея, наверняка получит определенную популярность в среде перекупщиков.
Самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.