Дорожный фонд заправят бензином

Президент РФ принял решение о создании Федерального дорожного фонда - его средства будут направляться на строительство дорог. Об этом сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин. Вместе с тем, президент поддержал идею снижения базовой ставки транспортного налога в два раза. Вероятно, нас ожидает повышение акцизов на бензин и удорожание горючего.

"Вчера мы вместе с главой Минтранса доложили наши предложения президенту, они были одобрены. Принято решение о создании Федерального дорожного фонда, который будет аккумулировать средства на создание и строительство дорог", - цитирует Кудрина РИА Новости.

Читайте также: "Водитель платит дважды"

По словам Кудрина, до кризиса была запланирована серьезная программа автодорожного строительства. Напомним, что масштабные инвестиции в автодорожную отрасль правительство намеревалось осуществить в 2010-2015 годах. За шесть лет на строительство новых и капремонт действующих трасс государство собиралось потратить в рамках Федеральной целевой программы 3,25 трлн руб. Из-за кризиса от этих планов пришлось отказаться. В этом году на дороги должно быть потрачено 274 млрд вместо 370 млрд руб.

Параметры данной программы формировались, когда рост ВВП прогнозировался на уровне 5-7% в год. "Задача строительства дорог стала острой, потому что прежних прогнозов экономики и доходов нет, а дороги строить надо", - сказал Кудрин.

В 2011 году на дороги выделят всего 56,8 млрд рублей, что меньше планов федеральной целевой программы в восемь раз. В то же время Минтранс устами Левитина оценивает потребность в деньгах в 193,5 млрд рублей и настаивает на необходимости обеспечить финансирование на уровне 60% от нормативной потребности.

В конце мая на заседании правительственной комиссии вице-премьер Сергей Иванов заявил, что вместо транспортного налога могут быть введены повышенные акцизы на топливо, а полученные средства направят в федеральный дорожный фонд, финансирующий автодорожную инфраструктуру страны.

"Потенциала транспортного налога недостаточно", - считает Алексей Кудрин, оценивающий потенциал акциза примерно в три раза выше прямого налога.

По этой причине, принято решение о сохранении транспортного налога при одновременном введении акцизов. "Адекватно ли это? Я думаю, да. Кто больше ездит, тот больше платит. Иначе мы утратим ключевые транспортные артерии страны для нового этапа экономического роста", - заключил он.

Фото: AP

Акцизы на топливо вырастут на 3 рубля за литр за три ближайших года: повышение на рубль запланировано 2011, 2012 и 2013 годах. "Объем федерального дорожного фонда, который будет создан в 2011 году, составит 377 миллиардов рублей, в 2012 году его объем будет уже 348 миллиардов рублей, в 2013 - 408 миллиардов рублей", - приводит агентство данные Кудрина. Вице-премьер добавил, что при создании фонда "зафиксирован уровень расходов в 2009 году", который будет увеличен на сумму увеличения акцизов на ГСМ.

Также будет действовать и транспортный налог. По предложению Минфина и Минтранса, его базовая часть с 2011 года будет снижена в два раза. И уже от этого показателя субъекты РФ смогут определять свою ставку исходя из категории автомобиля, его мощности, учитывая интересы льготников, отмечает РИА Новости.

По действующим положениям базовая ставка транспортного налога составляет 5 руб. с одной лошадиной силы (л. с.) для автомобилей мощностью до 100 л. с., 7 руб. - при мощности от 101 до 150 л. с., 10 руб. - при мощности от 151 до 200 л. с., 15 руб. - при мощности от 201 до 250 л. с. и 30 руб. - при мощности автомобиля свыше 250 л. с.

В ноябре 2009 года Госдума одобрила поправки, согласно которым базовые ставки остаются на прежнем уровне, но поправочный коэффициент повышен до десяти. То есть региональные власти могут на свое усмотрение увеличивать или уменьшать налоговые сборы в десять раз. Теперь планируется снизить базовую ставку в два раза, однако при таком поправочном коэффициенте, данном регионам, снижение ставки в два раза выглядит демонстративной фикцией.

Читайте также: "Регионы поднимают транспортный налог"

Федеральный дорожный фонд был ликвидирован в России в 2001 году, а в 2003 году исчезли и региональные. В том числе и потому, что средства этих фондов исчезали в неизвестных направлениях. Как пишет "Независимая газета", в 1999 году Российское дорожное агентство приостановило финансирование 20 субъектов Федерации в связи с нецелевым использованием денег территориальных дорожных фондов (ТДФ).

Нарушения были выявлены по всей стране: в нецелевом использовании средств уличили фонды Карелии, Мордовии, Бурятии, Архангельской, Ленинградской, Владимирской, Рязанской, Тверской, Ярославской областей, а также Алтайского и Приморского краев. Воровали размашисто: в Ярославской области не по назначению было израсходовано 508,414 млн. руб. (61% всего дорожного фонда региона за 1999 год), в Липецкой области ушло 448,761 млн. руб., что более чем вдвое превысило объем финансирования, необходимого для содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить