Сарафанное радио офисов

Слухи являются главным способом распространения сведений о жизни компании среди ее сотрудников. Как подсчитали специалисты, свыше 68% информации наемные работники получают из неофициальных источников и лишь 32% узнают по официальным каналам внутренних коммуникаций. Значительное количество сотрудников относятся к официальным источникам скептически.

По данным исследования hh. ru, налаженные внутренние коммуникации существуют в 77% компаний, работающих на нашем рынке, а основными "пользователями" официальных каналов информации являются топ-менеджеры компании, отдел персонала и руководители среднего звена.

Читайте также: "Ушел в горящий отпуск"

Сотрудники черпают основную часть информации из неофициальных источников, а отделы кадров компаний больше других сотрудников уверены в том, что официальные внутренние коммуникации в их компаниях являются интенсивными.

Например, 42,3% опрошенных кадровиков считают интенсивность высокой. Но лишь и 34,8% сотрудников других подразделений дали такую же оценку. Считают интенсивность низкой только 15,9% против 22,3% в среде остальных работников.

37% респондентов скептически оценивают эффективность внутренних коммуникаций в компаниях. Они уверены, что официальные коммуникации служат лишь инструментами для "имитации бурной деятельности" и не приводят ни к каким реальным результатам. Быть может, поэтому 48% сотрудников пассивно потребляют входящую информацию и не участвуют в процессе информационного обмена, отмечается в исследовании Headhunter.

Наиболее часто используемый неофициальный источник информации в компаниях — коллеги. С большим отрывом они лидируют, отодвинув на второй план электронные рассылки, слухи и совещания. В западных компаниях информированию сотрудников уделяется гораздо больше внимания.

В частности, сотрудники филиалов зарубежных компаний выше оценивают степень своей информированности о происходящем, нежели их коллеги в российских компаниях: более 45% их персонала оценивают свою информированность от 7 до 10 баллов (по 10-бальной шкале). Как известно, слухи возникают там, где есть недостаток информации.

Впрочем, нужно отметить, что в некоторых крупных компаниях слухи используются как полноценный канал коммуникации. Запретить распространение информации невозможно, как невозможно прекратить всякое общение между людьми. Однако управлять слухами, с разной степенью успеха, вполне реально.

Фото: AP

Одним из классических примеров использования слухов во внутренних коммуникациях компаний, имеющих множество разбросанных по миру филиалов, часто приводится пример "истории с мухой". Цокотуху основатель крупнейшей сети ресторанов фаст-фуда заметил в одном из заведений, работавших под его торговой маркой. Право использования знака это заведение якобы потеряло, что заставило все остальные рестораны сети объявить вечный смертный бой насекомым.

Имел ли такой факт место в истории доподлинно неизвестно. Однако чистота по всей сети заведений стала практически образцовой.

Для управления слухами внутри организации могут использоваться различные группы сотрудников, которым, походя, "сливают" нужную для распространения информацию. Иногда достаточно просто вычислить "тайный информационный центр". В подавляющем большинстве организаций его формируют сотрудники ресепшн, личные помощники руководителя, секретариат и бухгалтерия. Как правила, работают в этих подразделениях лица женского пола, которые более склонны делиться полученной информацией с другими.

Информационное поле для применения слухов является очень широким. Например, их можно использовать в качестве инструмента прощупывания общественного мнения. Обратная связь и сбор информации осуществляется через так называемых "шестерок". Также слухи могут использоваться для отвлечения внимания сотрудников, упреждения негативных слухов и даже как "контрсплетни".

Слухи применяются и для провоцирования действий, на которое руководство по определенным соображениям не хотело бы идти самостоятельно. Например, распустив слух о грядущем сокращении заработной платы и штатов компании можно стимулировать "увольнения по собственному желанию". При этом самых ценных для компании специалистов обычно предупреждают о том, что их грядущие изменения не коснутся.

Читайте также: "На работу через сети. Социальные"

Как правило, появление такого рода слухов если и не провоцирует исход сотрудников, то, по крайней мере, заставляет их заниматься поиском "запасных аэродромов". Зафиксированную активность данного рода руководство впоследствии может "вменить в вину" и таким образом подтолкнуть к необходимому решению.

Вместе с тем, следует учитывать, что управление слухами является довольно рисковым мероприятиям и способно привести отнюдь не к тем результатам, которые планировались. Но это в значительной степени зависит от профессионализма, этики, хорошего знания коллектива и психологического климата, царящего в организации.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить