Российские предприниматели больше всего не любят налоговую инспекцию. В ходе опроса, проведенного ВЦИОМ, выяснилось, что именно эта служба мешает деятельности 65% бизнесменов. Остальные контрольно-надзорные органы тоже стараются не отстать от налоговиков. Наименьшее число препятствий чинят общества по защите потребителей и антимонопольные органы.
В ходе исследования, выполненного по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), было опрошено1200 владельцев и топ — менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли.
На втором месте после налоговой инспекции по числу предъявляемых со стороны бизнесменов претензий оказалась государственная противопожарная служба (она вызывает недовольство 50% респондентов).
Несколько реже представители бизнес — сообщества указывают на препятствия со стороны местной администрации (42%), Ростехнадзора (41%) и Роспотребнадзора (40%), лицензирующего органа (38%), региональной администрации (31%). В наименьшей степени предпринимателям мешает деятельность МВД (24%), Общества по защите права потребителей (22%) и антимонопольных органов (20%).
Читайте также: "Аэрофлот" сыграет в монополию"
Последнее неудивительно, так как антимонопольные органы занимаются только доминирующими игроками на рынке и сговорами. Что касается МВД, то милиция может вмешиваться в деятельность предпринимателя лишь в случае наличия явных признаков преступления. А вот общества защиты прав потребителей могли бы проявлять и большую активность.
По сравнению с 2007 годом, недовольство большинством указанных органов возросло. В наибольшей степени это касается деятельности местной и региональной администраций (с 21 до 42% и с 16 до 31% соответственно), отмечается в исследовании.
Главной проблемой предприятия при проведении проверок остается требования избыточного, по сравнению с законом, пакета документов (33%). Предприниматели чаще стали упоминать о намеках на необходимость оплаты услуг (с 16 до 30%), "заказные" проверки (с 18 до 25%), нарушения правил проведения проверок (с 8 до 12%) и несоответствие предмета проверки указанному в распоряжении о проверке (с 4 до 9%).
С 2007 года постепенно растет доля тех, кто указывает на недостаточную компетентность должностных лиц, осуществляющих проверки (с 17 до 24%). Зато чуть реже стали говорить об избыточной частоте проверок (с 32 до 29%).
Большинство предпринимателей выставляет уровню развития законодательной базы, регулирующей их деятельность, оценку ниже среднего (58%). Выше среднего этот показатель оценивают 41% опрошенных представителей бизнес — сообщества. Средний балл оценок после увеличения с 2007 по 2008 год (с 3,17 до 3,29 баллов из 7 возможных) в 2009 году вновь незначительно снизился (до 3,23).
Невысокую оценку получила также система лицензирования, контроля и надзора за бизнесом (3,33 балла из 7 возможных). За прошедшие три года этот показатель медленно, но неуклонно снижается (с 3,73 балла в 2007 году).
Согласно данным исследования ВЦИОМ, опубликованным в мае, большинство предпринимателей считают для себя приоритетом принятые в бизнесе "правила игры" (69%), а не закон (20%). Это значительно больше, чем в 2008 году, когда мнения респондентов распределялись несколько иначе (45 и 41% соответственно). Таким образом, для абсолютного большинства российских предпринимателей, закон остается в лучшем случае на втором месте.
Читайте также: "Зачем врачу лицензия?"
В 2009 году большинство представителей бизнес — сообщества (59 %) отметили низкий уровень защищенности частной собственности законом, однако доля негативных оценок постепенно снижается (с 65% в 2007 году). Те, кто считает, что закон твердо стоит на страже частной собственности, по-прежнему в меньшинстве (14%). Средний балл оценок постепенно увеличивается: с 2,92 в 2007 году до 3,22 из 7 возможных в 2009 году.
Самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.