Турция намерена ограничить движение танкеров, которые транспортируют нефть через проливы Босфор и Дарданеллы. Судам запрещается проходить по этим проливам ночью, также существует лимит на длину танкеров, требования по наличию международной страховки. Новые ограничения могут создать существенные препятствия для экспорта российской и казахской нефти.
На встречу по проблемам нефтяного транзита через проливы приглашены российские "Транснефть" и "Роснефть", иностранные компании Chevron, Exxon Mobil и BP, а также нефтетрейдеры Glencore, Vitol и Trafigura.
"Авария в Мексиканском заливе поменяла правила игры. Мы имеем право принять защитные меры", - сказал Financial Times представитель министерства иностранных дел Турции. Следует отметить, что турецкая сторона не раз заявляла о перегруженности проливов. И эти данные соответствуют действительности. Интенсивность движения через турецкие проливы превосходит Панамский канал в 4 раза, Суэцкий - в 3 раза.
Читайте также: "Нет источников энергии? Новая АЭС плывёт к вам"
Проливы и в самом деле непростое место для прохождения крупнотоннажных судов. В самом узком месте ширина Босфора составляет всего 700 метров, при том, что он рассекает многомиллионный Стамбул пополам. Кроме напряженного графика движения, в проливах довольно трудные условия навигации: двигаясь по 33-километровому Босфору, судно должно, по крайней мере, 12 раз изменить курс.
После принятия в 2002 году ограничительных мер по ночному движению танкеров в проливе все чаще стали случаться танкерные пробки. Это приводило к экономическим потерям как для владельцев судов, так для нефтяников и переработчиков. С 1994 по 2001 год только компании РФ потеряли порядка $100 млрд. на «проблеме проливов».
По официальным данным, в 2009 году через проливную зону было перевезено 154 млн тонн нефти примерно на 50 000 суднах. Новые проекты по добыче каспийской нефти и возможные разработки на шельфе Черного моря могут увеличить этот поток.
Новые турецкие идеи пока неизвестны широкой общественности. Предполагается, что Турция вновь может ужесточить экологические меры в отношении танкеров. Прецеденты с отказом компаний от целых танкерных флотов в связи с изменением позиции Анкары известны. В частности, турки могут потребовать перейти на низкосернистые сорта топлива для судов, что повлияет на цену транспортируемой через проливы нефти.
Как заявил Reuters представитель турецких властей, рассматривается возможность создания фонда для защиты экологии проливов. Его размер составит "минимум $20 млрд.". Скидываться в турецкий фонд защиты проливов, по мнению Анкары, будут те, кто больше возит. По данным компании «Петромаркет», в 2009 году доля России в общем количестве поставок нефти через проливы составила 37%, а нефтепродуктов- 90%. Кстати, через южные порты России идут и значительные объемы отечественного зернового экспорта.
Нежелание Турции «превращать проливы в нефтепровод» можно решить путем строительства настоящих нефтепроводов. К этому Турция с рэкетирской целеустремленностью подталкивает пользователей международных проливов. Ведь доходы от транзита нефти в разы превосходят прибыль от нефти, проплывающей мимо. Таким образом, каспийскую, в том числе и российскую нефть, "выдавливают" из проливов в турецкую трубу.
А строящиеся на средиземноморском побережья НПЗ поднимут и эти доходы в разы. К тому же, разлив нефти, а аварии в проливах объективно случаются, никак не способствуют притоку туристов в регион. А эта сфера является одной из важнейших в экономике Турции.
«Альтернативой проливу Босфор может стать нефтепровод, который будет соединять порт Самсун, находящийся на Черном море, и средиземноморский порт Джейхан. Также правительство Турции заинтересовано в строительстве трубопровода Бургас-Александруполис» - заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции.
Однако с приходом в Болгарии нового правительства в августе 2009 года официальная София заявила о невыгодности проекта и намекать на интерес к "энергетической составляющей". В частности, 11 июня 2010 года премьер-министр Болгарии Б.Борисов сообщил, что София отказывается от проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис по экологическим соображениям.
Что касается проекта Самсун-Джейхан, к заполнению труб которого Анкара настойчиво склоняет Россию, то его строительство займет как минимум несколько лет. Однако ввод в строй этого трубопровода позволит превратить Джейхан в крупнейший хаб по перевалке углеводородов в Средиземноморье. Таким образом, Турция пытается усилить свое значение как транзитной державы и строить собственную «энергетическую империю».
Самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.