Правительство Франции заявило о намерении повысить порог пенсионного возраста с 60 до 62 лет. Западные пенсионные системы не выдерживают демографического давления. С одной стороны, увеличивается число пожилых граждан и продолжительность их жизни, с другой — эти люди не родили себе трудовую смену. В России пока предпочитают не замечать проблему.
Невзирая на миллионную протестную забастовку, которой ответила Франция на пенсионные планы правительства, тенденция повышения пенсионного возраста является объективной реальностью и бороться с ней по меньшей мере глупо.
В Германии еще в конце 2006 года была одобрена реформа, предусматривающая с 2012 до 2019 года постепенное увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет. В Нидерландах планируют к 2025 году поднять пенсионную планку также на два года — до 65 лет. Власти Испании в начале 2010 года объявили о намерении увеличить возраст выхода на пенсию с 65 до 67 лет.
Власти Австрии намерены окончательно уравнять в правах женщин намерены и к 2024-2033 годам увеличить пенсионный возраст для женщин до мужского возраста с 60 лет до 65. Подобное планируется провести в Великобритании к 2020 году.
В феврале 2010 года о планирующейся пенсионной реформе заявили и в Греции. Среди прочих жестких мер экономии бюджетных средств (снижение зарплат госслужащим, реформа налогообложения, увеличение цен) предусмотрено и повышение пенсионного возраста по крайней мере на два года — для женщин до 62 лет, а для мужчин — до 67. В Норвегии и женщины и мужчины уходят на пенсию в 67 лет, в Швейцарии — женщины в 64 года, мужчины 65 лет.
И вот, 24 мая текущего года стало известно, что французское правительство объявило о планах повышения пенсионного возраста для французов до 60 лет. На данный момент он является одним из самых низких в Европе. Таким образом, правительство планирует снизить бюджетный дефицит и уменьшить нагрузку на пенсионную систему.
По прогнозам ООН, к 2050 году во всех регионах мира, кроме Африки, людей в возрасте старше 60 лет будет около 2 млрд чел. (22% населения земли), и их численность превысит число детей младше 15 лет.
Кстати, демографическая бомба уже тикает в Китае, о будущем экономическом величии которого так любят говорить. Там будет жить четверть пенсионеров планеты — почти полмиллиарда человек. Политика "одна семья — один ребенок" уже привела к опасному для окружающих стран превалированию молодых мужчин над китайскими женщинами. Сейчас в Китае действует политика "полутора детей" на семью (если первый ребенок девочка, то крестьянская семья может позволить себе попытать счастья второй раз) не обеспечивает полноценной трудовой смены. Однако и общенациональной пенсионной системы в Китае как таковой не существует.
Ее элементы распространяются на часть граждан страны, в основном госслужащих и сотрудников госпредприятий. По подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития, лишь13,4% населения (около 174 млн человек) получают выплаты с наступлением пенсионного возраста. Основная масса, преимущественно сельская, по традиции поддерживается детьми. Кстати, политика ограничения рождаемости привела к повышению нормы сбережений среди и без того бедных китайцев, что выступило важным инвестиционным ресурсом. Однако в будущем за этот выигрыш придется платить острыми социально-экономическими проблемами.
По данным экспертов, к 2050 году средний возраст в развивающихся странах составит 38 лет, в развитых — 45 лет. В мире трудоспособное население на 1,1 млрд человек, но при этом в развитых станах даже при сохранении нынешних потоков мигрантов оно несколько сократится.
Существует и мощный миграционный потенциал: в следующие 15 лет в развивающихся странах на рынок труда выйдет количество молодежи, которое превысит число всех ныне работающих жителей развитых государств.
Сегодня на сотню работающих в благополучных странах приходится 49 неработающих, а в развивающихся — 53. В 2050 году в развитых странах на 100 работающих будет уже 71 неработающих, в основном, а пенсионеров. Страна долгожителей Япония в 2050 году на получит 99 пенсионеров на 100 работающих, но кажется, японцы сумеют решить проблему за счет роботизации производства и повышения технологической эффективности экономики.
Ситуация в России выглядит не адекватной времени. Россияне сегодня живут в среднем до 66 лет, а мужчины — всего до 60. Но при этом пенсионный возраст в РФ для женщин начинается с 55 лет, а для мужчин с 60 лет. Проще говоря, мужчины, которые создают основную массу ВВП, практически не доживают до пенсионного возраста. В то время как основная масса иждивенцев, женщины-пенсионеры, еще около 20 лет пользуются бюджетными средствами, которые в основной своей массе обеспечены за счет умирающих на пороге пенсии мужчин.
Однако общий уровень пенсий остается низким и вынуждает пенсионеров продолжать работу. При этом они получают и заработную плату и бюджетное пособие. Первые 5-10 лет после выхода на пенсию работают почти 70% мужчин и 80% женщин. В докризисном 2007 году среди получателей трудовых пенсий по старости доля продолживших работу составила 28,2%.
Поддерживать становящуюся все более затратной пенсионную систему удается за счет углеводородной ренты, получаемой страной. Но кроме попыток изменить принципы обеспечения пенсионных денег, правительство, может прибегнуть к эффективной благодаря своей простоте мере.
В начале апреля 2010-го помощник президента Аркадий Дворкович на XI Международной конференции по проблемам развития экономики и общества вновь инициировал обсуждение о повышении пенсионного возраста. "Мне кажется, что время пришло, и не стоит обманывать самих себя, что люди не готовы. Они готовы", — приводит слова Дворковича "Коммерсант". Однако спикер Борис Грызлов отметил, что "до 2020 года эту тему вообще поднимать нельзя".
Самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.