Растущая специализация общества - наиболее мощная тенденция, которой человечество подвержено уже многие десятки лет. В бизнес-процессах она выражается в растущем количестве операций, отдаваемых на аутсорсинг и появлении целого ряда новых экзотических профессий, таких как выгульщик собак или event-менеджер. Но так ли безопасна эта тенденция?
Дифференция и специализация общества находятся в числе ключевых факторов социального и технического прогресса. Эти тенденции сохраняют свои силу по сей день, но специализация как универсальный тренд начинает терять влияние.
В этом уверены специалисты компаний «Радость понимания» и Bojole Research, которые завершили сбор данных по второй волне количественного этапа исследования «Глобальные тренды в России». Исследование было начато в марте 2009 года.
Одним из первых итогов исследование стало вывод о том, что востребованность некоторых сверхспециализированных профессий, таких как event-менеджер, выгульщик собак, лайф-коучер, подружка невесты, оператор подъемного трапа, инспектор качества арахиса, тренд-хантер начинает падать.
Сравнение данных, полученных исследователями из Bojole Research в 2009 и 2010 гг., показывает, что стандартные профессии в сфере обслуживания с приставкой «индивидуальный» в 2010 году постепенно теряют позиции. Так, например, доля женщин в возрасте от 35 до 39 лет, пользующихся услугами личного массажиста, сократилась за год практически в два раза, с 15% в 2009 г. до 8% - в 2010 г. Среди женщин чуть помоложе (30-34 года) на 7% стало меньше тех, кто обращается к индивидуальному косметологу( в 2009 году показатель составлял 17%), пишет Research&Trends.
В этой тенденции можно увидеть и следствия рецессии, когда потребитель отказывается от сервисов, которые можно заменить теми или иными аналогами. Однако в вопросах личного здоровья такая логика применима в меньшей степени. Однако и здесь фиксируется довольно мощный антитренд специализации. В частной медицинской практике появились, например, врачи по ногам, а витамины выпускаются специально для волос и ногтей, глаз и т.д. Качественные исследования компании «Радость понимания» показывают, что подобная специализация стимулирует людей все чаще обращаться к духовно-телесным практикам, нетрадиционной медицине, где тело рассматривается как единое целое.
Также офисные работники все чаще решают проблемы мелких поломок своих автомобилей собственными руками. Хотя напичканные электроникой современные машины при всем желании без специальной аппаратуры в автосервисах не отремонтируешь.
При этом исследователи, в том числе западные, предсказывают, что потребители, снова почувствовавшие вкус домашней еды и убедившиеся, что домашняя окраска волос обходится в несколько раз дешевле, уже не захотят возвращаться в салоны, рестораны или будут делать это гораздо реже. И это - один из итогов кризиса, отмечает Research&Trends.
На самом деле, излишняя специализация создает огромное поле для разного рода махинаций. Любому человеку, который опирается на элементарный здравый смысл и наличие хотя бы среднего образования, ясно, что «специалист по мизинцу левой ноги» или иные сверхспециализированные профессионалы - это в большинстве случае профанация или способ получить деньги непонятно за что.
Значительная часть населения уже потеряла по-настоящему универсальные навыки выживания, такие как умение вести собственное натуральное хозяйство, навыки ремесленных работ, поддержание здоровья немедикаментозным способом и пр. Это делает каждого человека индивидуально все более уязвимым, а общество намного более управляемым.
Еще страшнее то, что люди быстро теряют и простые интеллектуальные навыки. Исследования Bojole Research дали шокирующие результаты. Оказывается, без помощи калькулятора решить арифметический пример уровня начальной школы типа 112+244, смогли далеко не все россияне. С этой простейшей арифметической задачкой, решаемой в уме за считанные секунды, не справились 27% респондентов. Количество людей, которые дали верный ответ, сократилось с 58% в 2009 г. до 54% - в 2010 г, 19% опрошенных честно затруднились с ответом.
Самые интересные новости читайте на главной странице
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.