Осталось определиться с кандидатом в президенты
Российскую банковскую систему не критикует только ленивый. Ругают и "надзирающий" за всем этим безобразием Центральный Банк РФ. ЦБ в свое время хотел быть на этом поле единственным "могучим и ужасным". После чего "несменяемого" Виктора Геращенко живенько сменил "питерец" Сергей Игнатьев. После чего в большинстве российских банков схватились за голову. С приходом Игнатьева власть России смогла, наконец, начать долгожданную банковскую реформу. И вот, полюбуйтесь — процесс пошел.
Сегодня Госдума приняла в первом чтении новые поправки в закон "О Центральном Банке РФ/Банке России". До этого депутаты долго сопротивлялись. Но после падения "Геракла" неожиданно изменили свою точку зрения. Комитеты ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовали коллегам законопроект принять. Коллеги-депутаты к компетентному мнению прислушались. Член комитета по бюджету и налогам Михаил Задорнов прокомментировал происшедшее в том смысле, что, мол, есть "потребность в дальнейшем совершенствовании банковского регулирования и банковского надзора как одной из ключевых функций ЦБ". Стало быть — пасти и надзирать.
Как выяснилось, это вовсе не то, чего хотел от депутатов президент Владимир Путин. Так полномочный представитель президента в Госдуме Александр Котенков заявил, что поправки в законе "О ЦБ" "резко расходится с позицией президента о дебюрократизации экономики".
И действительно, "дебюрократизацией" в законопроекте что-то не пахнет. Фактически он открывает ЦБ широкую дорогу для вмешательства в деятельность любого банка. Для изнурительных повторных и дополнительных проверок теперь потребуется всего-навсего — ходатайство территориального учреждения Центробанка. Хотя до сих пор ЦБ не имел права проводить больше одной проверки одной кредитной организации по одному и тому же поводу за один и тот же отчетный период. То есть Мечта Виктора Геращенко сбылась — ЦБ будет единственным "могучим и ужасным". Но уже без Геращенко. А под пристальным контролем питерской команды Президента Путина. И это, надо полагать, не спроста.
Аналитики полагают, что камнем преткновения нового статуса Центробанка стал создаваемый Национальный банковский совет (НБС), призванный за ЦБ надзирать. Изначально правительству не понравилась идея депутатов передать стратегические функций по управлению Центробанком от Совета директоров ЦБ Национальному банковскому совету. В правительстве видели НБС этаким коллегиальным совещательным органом. Депутаты упрямствовали.
Во втором чтении законопроекта весной этого года депутаты решили, что НБС будет утверждать годовую финансовую отчетность ЦБ, назначать главного аудитора ЦБ, утверждать ежегодный объем расходов ЦБ на содержание персонала и правила бухучета ЦБ, решать вопросы об участии Банка России в капиталах кредитных организаций, а также утверждать порядок распределения прибыли Центробанка. Депутаты также ограничили количество проверок Центробанком кредитных учреждений и определили, что ЦБ может проверять банки не больше раза за один отчетный период, а ЦБ совместно с правительством — не больше двух раз. Правительство вернуло закон на доработку.
Депутаты смягчили по некоторым пунктам свою непримиримую позицию. Было уточнено, что НБС рассматривает годовую отчетность ЦБ, а не утверждает ее, как было написано в принятой Думой во втором чтении редакции. Записано также, что НБС утверждает правила бухучета и отчетности для Центробанка предложению Совета директоров ЦБ, в то время как в прежней редакции Совет директоров в процессе не присутствовал вовсе.
Эксперты уверены, что яростный натиск правительства на Госдуму по поводу полномочий Совета директоров ЦБ имел под собой весомый корыстный интерес. Правительство постоянно норовит использовать займы ЦБ как средство пополнения бюджета. Против этого восставал Геращенко, за что и поплатился. Правительству в следующем году предстоит расплачиваться по внешним долгам. Поэтому возможность безнаказанно залезть в золотовалютный резерв страны ему, как воздух необходима.
Но, если учесть, что вскоре страну ждут парламентские выборы и выборы президента, проблема становится многовариантной, а вопрос контроля над ЦБ и возможности заимствовать у него средства — архиважным. Поэтому, сами того не подозревая, депутаты, похоже, сделали важную работу, расширив полномочия ЦБ, и обеспечив, таким образом, собственные возможности для конкретных торгов. Тем более что, судя по составу НБС, президентские структуры явно не имеют сегодня полного контроля над НБС. Поэтому и сам ЦБ, и теперь полностью подчиненные ему коммерческие банки объединены в стройную систему кредитования нужд кандидата в президенты. Осталось только определиться с подходящим кандидатом.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.