Исследование, проведенное в 12 крупнейших странах Европы, говорит о явных изменениях в потребительских привычках населения. Европейцы стремятся меньше тратить, покупать натуральные продукты и не стесняются приобретать товары секонд-хенд. В России эра потребления еще не закончилась — желания тратить и копить пока уравновешивают друг друга.
По данным 21-го ежегодного исследования Observatoire Cetelem намерение больше сберегать и меньше тратить становится мейнстримом в Европе. "Ничто никогда не будет как раньше", — полагают 64% европейцев. Они уверены, что экономический кризис это надолго, говорится в сообщении.
"После стресс-теста европейских экономик в 2009 году, тенденция к накоплению сбережений возникает во многих странах. Намерения сберегать достигли 50% (в среднем по 12 странам Европы) и выросли с 22% в 2009 году до 34% в 2010 году. В 2010 году более трети европейцев (34%) говорят о том, что собираются больше копить. Это в особенности справедливо для Южной Европы, а именно Испании, Португалии и Италии. В России намерения копить особенно резко выросли: 63% в 2010 году по сравнению с 22% в прошлом", — приводят строчки доклада РИА Новости.
Исследование проводилось в 12 крупнейших европейских странах: в Германии, Бельгии, Испании, Франции, Венгрии, Италии, Польше, Португалии, Чехии, Великобритании, России и Словакии. Отмечается, что впервые за последние 10 лет намерения сберегать преобладают в четырех крупнейших странах Южная Европы — Испании, Франции, Италии и Португалии. В России в 2009 намерения сберегать оказались равны намерениям тратить.
Увеличивать свои расходы при этом планирует в среднем 53% европейцев, тогда как годом ранее таких "расточительных" граждан насчитывалось 65%. Особенно резко охота увеличить траты снизилась в Германии (с 82% до 40%). В России снижение составило 8%, констатирует Финмаркет.
Вместе с тем, в России смена настроений и стремление отложить деньги проявилось особенно резко. Копить намерены 63% опрошенных россиян против 22% в прошлом году. "Согласно Росстату, расходы россиян в 2008 году впервые превысили их доходы, заставив людей черпать средства из своих накоплений. Теперь пришло время пополнить свои финансовые запасы", — говорится в исследовании. Также в России 72% респондентов уверены, что кризис существенно изменит потребительские привычки. Но менять их не спешат.
В Европе стала заметна активизация покупок и продаж поддержанных товаров — около 40% европейцев покупали и сами продавали б/у продукцию. Все больше покупок, в том числе бывших в употреблении товаров, осуществляется через сеть Интернет. Наиболее активны вторичном рынке немцы, венгры и поляки. А вот русские, португальцы и испанцы пока недооценивают возможности этих торговых каналов.
В России лишь 20% интересуется возможностью покупок такого рода. Наиболее популярными товарами на вторичном рынке являются интеллектуальная продукция, автомобили, одежда и игрушки.
"Русские, испанцы и португальцы не являются сторонниками таких покупок: риск быть обманутыми и получить продукт худшего качества для них важнее, чем возможные плюсы", причем в России так считает 67% опрошенных, 38% — что подержанный товар может быть некачественным. При этом 37% россиян считают, что покупка подержанных товаров — это "хороший способ потреблять больше", пишет РИА Новости.
Появляется и новый вид потребителя, который условно можно назвать "покупатель-продавец". "Исследование показывает, что намерения людей продавать подержанные товары со временем возрастает", — говорится в сообщении. Товары культуры "из вторых рук" в среднем по Европе покупали 39% населения, в РФ — 20%; автомобили — 30% в среднем против 18% в нашей стране; одежду — 27% против 13%; игрушки — 22% против 9%, пишет Финмаркет.
Еще одна черта, пока преимущественно западная — "экологизация" потребления, несмотря на то, что в "зеленые одежды" сейчас рядятся и откровенные убийцы природы. В среднем по Европе 63% опрошенных использовали переработанную бумагу (43% в РФ). Экономят энергию и воду с помощью специального бытового оборудования 40% европейцев (29% россиян). Биопродукты покупали в среднем 38% европейцев и 30% россиян.
Самые интересные новости читайте на главной странице
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.