Федеральная антимонопольная служба России недовольна ситуацией на внутреннем рынке нефтепродуктов. Цены на бензин в России завышены на 15-20%, и сделать их реальными можно будет только через пять лет, признался в тщетности усилий собственного ведомства 14 апреля на "правительственном часе" в Совете Федерации руководитель ФАС Игорь Артемьев.
По словам Игоря Артемьева, в бессилии Федеральной антимонопольной службы в борьбе с "крохоборством" владельцев автозаправок виновато действующее в России законодательство, которое позволяет одной и той же компании заниматься оптовой и розничной продажей нефтепродуктов. В этой связи, руководитель ФАС предложил разделить эти виды бизнеса. Только в этом случае, как утверждает Игорь Артемьев, удастся сделать цены на бензин справедливыми.
Согласно данным Федеральной антимонопольной службы, на сегодняшний день более чем в пятидесяти субъектах Российской Федерации доля вертикально-интегрированных нефтяных компаний на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет от 50 до 60%.
Читайте также: "Белорусский "день независимости" от российской нефти"
При этом стоит отметить, что подобных компаний, которые разделили между собой нефтяной рынок, а как утверждает ФАС ещё и бензиновый, считанные единицы. Узкий круг нефте-бензиновых монополистов в России, пользуясь повышением котировок на мировых рынках на нефть, естественно, корпоративно повышал цены на бензин. Когда же котировки шли вниз, цены на бензин оставались прежними. Их "забывали" вернуть обратно, сетовал Игорь Артемьев на "правительственном часе" в Совете Федерации.
Судя по выступлению руководителя ФАС, на разделение оптовой и розничной торговли его ведомство пока не надеется. Что же предлагает сделать Федеральная антимонопольная служба для того, чтобы цена на бензин отражала реалии на нефтяном рынке?
Антимонопольщики предлагают ограничить право открытия автозаправочных станций для нефтедобывающих компаний, уже имеющих более 50% бензинового бизнеса в том или ином муниципалитете. В качестве варианта предлагается установить максимальную долю в 35%.
Несмотря на то, что подобные ограничительные меры могут найти одобрение в правительстве, они могут и не сработать, полагают эксперты. Причина в том, что владельцам заправок, действительно, всё равно под чьей вывеской торговать. Но вопрос заключается в том, что выбор поставщиков не так уж и велик. Большая часть нефтеперерабатывающих заводов в России была запущена в эксплуатацию ещё в бытность Советского Союза для обслуживания потребностей ближайшего региона.
Можно, конечно, чтобы потрафить чаяниям антимонопольщиков гонять автоцистерны за горючим к соседям, но тогда "справедливую" цену будут уже определять транспортные расходы. К тому же, что изменится, если придерживаясь корпоративных интересов, владелец другого нефтеперегонного завода (он же, как правило, владелец нефтедобывающей компании) продаст топливо по той же самой цене, что и "родной" монополист.
Ведомство Игоря Артемьева, дабы сделать цены прозрачными, пыталось заинтересовать нефте-бензиновых монополистов на биржах. За первый квартал текущего года подобным образом было реализовано всего 8% от всех объёмов российского бензинового рынка…
В этой связи Игорь Артемьев посетовал, что нефтяные компании только начали входить в биржевой процесс, поэтому, по его словам только около 2% в среднем вырабатываемых ими нефтепродуктов реализуется на торговых площадках. Для устранения же нефте-бензинового монополизма, опять же по мнению главы Федеральной монопольной службы, необходимо, чтобы эти два процента хотя бы превратились в десять.
Самые интересные новости читайте на главной странице
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.