Сырьевой переворот в металлургии

Ведущие мировые поставщики железной руды отошли от действовавшей на протяжении сорока лет системы заключения годовых договоров на поставки сырья. Вчера японские сталелитейные концерны Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries (SMI) на условиях бразильского горнодобытчика Vale подписали квартальные контракты, в разы повышающие цены на сырье.

Бразильцы заломили цену на руду, превышающую на 90% показатели прошлого финансового года. Азиатским металлургическим компаниям пришлось согласиться и на это. Таким образом, цена на железную руду для Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries по контракту на апрель-июнь 2010 года составит, в зависимости от качества, от $100 до $110 за тонну. При этом доставка тонны руды из южной Америки на Дальний Восток в настоящее время обходиться в $20-28. Это рекордная цена на железную руду за всю историю.

Правда, руководство японских металлургических концернов заявляет, что данные договоры являются временными, и что возможно ещё удастся убедить бразильцев вернуться к практике годовых сделок. Однако вероятнее всего это вряд ли удастся сделать, ибо бразильская компания не одинока в своём стремлении разрушить сложившуюся ещё в 60-х годах систему годовых договоров.

Читайте также: "Индустриальный союз Донбасса" стал российским"

Инициатива по разрушению системы годовых контрактов на поставку руды и замене её краткосрочными договорами принадлежала отнюдь не бразильцам. Уже третий год англо-австралийская горнодобывающая компания BHP Billiton пытается навязать азиатским металлургам краткосрочные контракты в привязке к спотовому рынку. Так что заключённые вчера контракты можно расценивать, как победу BHP Billiton чужими руками.

В иностранной прессе появились сообщения о том, что на систему краткосрочных договоров готовы перейти и другие сталеплавильные компании из Азии. А представители всё того же BHP Billiton и ещё одного крупного австралийского экспортёра руды Rio Tinto заявили о своём твёрдом решении также не поддаваться на уговоры по заключению годовых сделок. За бразильцами с австралийцами могут потянуться и другие экспортёры сырья для чёрной металлургии.

Поэтому европейским и восточноазиатским сталелитейным компаниям придется работать по новым правилам, которые во многом будут зависеть от китайского железнорудного рынка. Именно на нём почти на сто процентов и формируются ныне спотовые цены. На данный момент китайский рынок железной руды пребывает на подъёме.

Фото: AP

С начала февраля цены на сырьё для сталеплавильных предприятий поднялись на 25-30%. По последним данным тонна CIF (63,5% индийского концентрата) китайским металлургам продаётся за $155-158. В то же время тонну FOR или FOB (более насыщенная руда из Австралии и Бразилии) китайцам предлагают за $170-175. Это с учётом доставки морем. Эксперты предполагают, что руда и дальше на китайских рынках будет дорожать.

Для производителей стали привязка к спотовой цене, формируемой в Китае, может обернуться серьёзными проблемами. Первыми, в связи с попыткой протолкнуть новую систему заключения договоров на поставку руды, забили тревогу европейские сталеплавильные концерны. Региональная ассоциация производителей стали Eurofer уже официально заявила, что может обратиться в Европейскую комиссию с претензиями к экспортёрам руды по поводу проводимой ими антиконкурентной политики.

Китайские сталелитейные компании пока ещё официально не определились, будут ли они следовать системе краткосрочных договоров на поставку руды.

Китайская металлургия развивается, в отличие от общемировой, по своим законам. Не исключено, что производители стали тоже пойдут на слом старой системы. Пока что заключение краткосрочных контрактов в привязке к "споту" максимально выгодно экспортёрам руды. Однако всё может измениться. Горячий прокат уже подорожал по сравнению с началом года. Причём настолько, что даже учитывая почти двукратное увеличение цены на руду вкупе с также подорожавшим коксующим углём, пока что металлурги остаются в выигрыше.

Дальнейший рост цены на руду, а он, как было сказано выше прогнозируем, создаст серьёзные проблемы для потребителей стали. Здесь стоит учитывать, что машиностроение и металлообрабатывающая промышленность только начали потихоньку преодолевать кризисные явления. Дорогая сталь для многих компаний окажется не по карману, а как следствие падение спроса. Необходимо ещё учитывать и "ломовый" сегмент чёрной металлургии.

Неизвестно, как поведут себя в данных условиях металлургические предприятия, использующие, в качестве сырья металлолом. Опять же, всё будет зависеть от цен на лом. Если она не последует за ценой на руду, а возможность этого также не стоит отвергать, то у "ломовой" металлургии появляется прекрасная возможность захватить рынок. Не исключено, что найдутся и те, кто в данных условиях начнёт демпинговать.

В условиях крушения устоев рынка стали вводить какие-либо санкции в отношении "демпингёров" будет бесполезно. Всё это приведёт к тому, что горнодобывающие компании станут более сговорчивы, и не исключено, что уже металлурги будут диктовать свои условия поставщикам сырья. Возможно, что заявления руководства двух крупнейших японских производителей стали о временности кратковременных контрактов окажутся не только словами.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Владимир Шабанов
Владимир Шабанов — нештатный автор Правды. Ру
Обсудить