Российский нефтяной консорциум в составе "Роснефти", "Лукойла", "ТНК-ВР", "Газпромнефти" и "Сургутнефти" (имеющие по 20% в объединении) создают СП с венесуэльской госкомпанией PdVSA по освоению месторождения Хунин-6. Договор подписан в ходе встречи премьер-министра РФ Владимира Путина с министром энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэлем Рамиресом.
Свои подписи под договором поставили с российской стороны Генеральный директор «Национального нефтяного консорциума» Валерий Русаков, а с венесуэльской - руководитель вышеупомянутой корпорации Педро Леон. «Этой встречей мы завершаем работу, начатую год назад, по созданию необходимых условий для работы по освоению одного из крупнейших нефтяных месторождений в мире - Хунин-6,- заявил Владимир Путин после встречи с министром энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэлем Рамиресом.
Согласно межправительственному соглашению от 10 сентября прошлого года 60% в совместном предприятии будет принадлежать Corporacion Venezolana del Petroleo (дочерняя компания PdVSA). Остальные 40% приходятся на долю российского «Национального нефтяного консорциума». Кроме того, российская сторона получит право участвовать в формировании управленческой команды совместного предприятия, а в совете директоров СП претендовать на заместителя председателя.
Ещё в августе прошлого года в ходе работы российско-венесуэльской межправительственной комиссии вице-премьер Российской Федерации Игорь Сечин говорил, что кроме «шестого Хунина» совместное предприятие в будущем может рассчитывать на разработку месторождений Хунин-3, Аякучо-2 и Аякучо-3. Перспективы их освоения уже совместно c PdSVA изучали специалисты «Лукойла», ТНК-ВР и «Газпром нефти».
Хунин-6 - венесуэльское месторождение нефти площадью 447,7 квадратных километров, расположенное в нефтеносном поясе реки Ориноко. Запасы нефти здесь составляют 5,16 млрд тонн, а геологические рессурсы оцениваются в 8,83 млрд тонн. Освоение месторождения рассчитано на 40 лет. Всего российские компании, входящие в ННК, должны будут инвестировать в освоение Хунин-6 $ 20 млрд, в том числе $ 10-12 млрд в первые 5-7 лет. При подписании 10 сентября прошлого года меморандума, предполагавшего создание совместного предприятия, планировалось, что объём инвестиций в разработку Хунин-6 составит $ 30 млрд.
А инвестиционный проект рассчитывался на 25 лет. Колоссальность затрат объясняется высокой вязкостью нефти. Планируется, что ежедневно совместным предприятием будет добываться до 45 тысяч баррелей сверхтяжёлой нефти, которая требует очистки. «Нефть тяжелая, поэтому нужно будет построить соответствующую инфраструктуру», - отметил в этой связи после заключения контракта министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко.
После приведения нефти с Хунин-6 в «товарный вид», по словам российского вице-премьера Игоря Сечина, планируется, что она будет поставляться в США. Рентабельность проекта оценивается не ниже, чем в 19%, а срок его окупаемости - примерно в семь лет. В случае, если эти прогнозы не оправдаются, венесуэльское правительство обязалось снизить роялти для совместного предприятия, а также налог на добычу и изыскать иные варианты облегчения налогового бремени. Данные льготы, согласно соглашению, будут действовать, до тех пор, пока освоение нефти на Хунин-6 не окупится.
Также Российская Федерация обязалась заплатить бонус за подписание договора в размере $1млрд., $600 млн. из которых российские нефтяные компании перечислят в течении 10 дней после ратификации договора венесуэльским парламентом, а остальные $400 млн - после окончательного утверждения инвестиционного проекта. По словам российского министра энергетики Сергея Шматко, ратификация договора ожидается в самое ближайшее время, так как венесуэльцы «сами в этом заинтересованы».
К слову, права, которые заполучил «Национальный нефтяной консорциум» в данном совместном предприятии в выгодную сторону отличаются от того, на что решилась пойти Венесуэла в аналогичных проектах, заключённых с китайской компанией CNPC и итальянской Eni. Итальянцы также подписали с соглашение о создании совместного предприятия для разработки месторождения Хунин-5. Общий объем инвестиций в блок с максимальным уровнем добычи в 240 тыс. баррелей в сутки оценивается в $18 млрд, а бонус за подписание составил $646 млн.
Сегодня министр энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес отправляется в Пекин, где планируется подписать соглашение о создании ещё одного нефтяного СП с китайской CNPC для освоения «четвёртого Хунина», инвестиции в который должны составить $16 млрд.
Кроме того, согласно заключённому соглашению российская сторона получила ещё и контракт на поставку в Венесуэлу двух с половиной тысяч автомобилей «ВАЗ». При этом не исключается, что кроме «Лад» в Южную Америку будут экспортироваться и другие машины, в том числе «Нивы» и «УАЗ Патриот».
Дефицит легковушек в Венесуэле привёл к тому, что цены на них в 2-3 раза выше, чем не только в США, но и в соседней Колумбии. Например, «фолксвагеновские» малолитражки и иранские «Сентауро» того же класса стоят порядка $30 тыс. Поэтому поставки продукции отечественного автопрома в эту страну способны изменить ситуацию на венесуэльском автомобильном рынке, и поможет пережить тяжёлые времена АвтоВАЗу.
Несмотря на всю выгоду, которую предусматривает российско-венесуэльское соглашение) эксперты отмечают и определённые риски, к которым должна быть готова российская сторона. Во-первых, это политическая нестабильность в стране. А во-вторых, непредсказуемость венесуэльских властей по отношению к иностранному капиталу. Венесуэла уже неоднократно пересматривала условия соглашений с зарубежными инвесторами и национализировала предприятия.
К тому же в последнее время обострилась и внутриполитическая ситуация в Венесуэле. Экономический кризис и девальвация национальной валюты привели к массовым выступлениям оппозиции, которые на прошлой неделе пришлось разгонять с помощью полицейских частей специального назначения. События в венесуэльской столице и в других городах Венесуэлы привели к отставке министра обороны Рамона Карисалеса, представлявшего венесуэльскую сторону на заседаниях межправительственной комиссии в августе прошлого года.
Определённые риски связаны и с членством Венесуэлы в ОПЕК, квотирующей добычу нефти для входящих в неё 12 государств мира. Подписание соглашения о создании совместного предприятия происходило на фоне снижения Саудовской Аравией и той же Венесуэлой объёмов ежедневно добываемой нефти на 30 и 55 тысяч баррелей соответственно, и призыва этих двух государств к остальным ОПЕКовцам последовать их примеру, дабы удержать цену на мировом рынке. История ОПЕК знает и обратные примеры, когда страны, входящие в неё, договаривались об обрушении цен на нефть за счёт интенсивного вычёрпывания своих недр.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.