Место ГОСТов займут европейские стандарты безопасности?

Госдума РФ 18 декабря должна рассмотреть в первом чтении предложенный президентом проект изменений и дополнений в федеральный Закон «О техническом регулировании». Смысл поправок - возможность использования в нашей стране технических регламентов Евросоюза, а также Белоруссии и Казахстана, которые вошли в таможенный союз с Российской Федерацией.

Необходимость применения чужих технических регламентов связана с тем, что с 1 июля будущего года должен истечь срок действия советских ГОСТов. Вообще то, государственные стандарты СССР должны были утратить свою законную силу ещё в 2002 году. Но на переходный период, до вступления в законную силу соответствующих технических регламентов, было предписано в обязательном порядке следовать советской системе стандартизации.

Предполагалось, что реформа системы технического регулирования, инициированная семь лет назад Минпромэнерго, ограничит ведомственное нормотворчество в данной сфере. Следование стандартам, в том числе советским ГОСТам, предполагалось сделать добровольным,- обязательными оставались только требования безопасности, которые должны быть прописаны в техрегламентах.

Но за 7 лет реформы успели сделать лишь следующее - Госстандарт был заменён «Росстехрегулированием», а Госдума сумела одобрить только 11 технических регламентов. К слову, не все они ещё вступили в законную силу. К примеру, Технический регламент «О безопасности лифтов», утверждённый 12 октября этого года, должен вступить в законную силу спустя год после его официального опубликования. Также пока не вступили в законную силу технические регламенты: «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности колёсных транспортных средств», «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «На табачную продукцию».

Для того чтобы представить, какой объём предстоит ещё выполнить органам технического регулирования, стоит обратиться к зарубежному опыту. Например, в США действует более 90 тысяч стандартов, из которых 5 тысяч касаются безопасности. По российской терминологии - это и есть те самые технические регламенты. Может быть, в России смогут обойтись несколько меньшим количеством технических регламентов, но всё же не настолько меньшим, чтобы 11 принятых к настоящему времени считать «огромной проделанной работой».

Но и с теми регламентами, которые успели до сегодняшнего дня вступить в законную силу, периодически происходят казусы. Достаточно вспомнить российско-белорусскую «молочную войну». Исключая возможные политико-экономические причины конфликта заметим, что поводом запрета на ввоз молочной продукции из Белоруссии была «нерасторопность» белорусских производителей, не успевших привести документацию в соответствии с российским Техническим регламентом «На молочную продукцию и молоко».

Данный конфликт не урегулирован и до сих пор. И вот итог. Как сообщило сегодня РБК, в России начались проблемы с молоком и молочной продукцией. Сегодня на молочных предприятиях выполняется лишь 50% заказов. Нет ни натурального, ни сухого молока. И уже высказываются мнения, что необходимо открыть границу для белорусского сухого молока или даже закупать его в странах Западной Европы...

Что ж до разрешения молочного кризиса осталось подождать немного. Вот примут парламентарии 23 декабря (когда должны состояться второе и третье чтения) изменения и дополнения в закон, разрешат применять белорусские технические регламенты и хлынут молочные потоки из Белоруссии. Но стоит только чуть-чуть потерпеть...

Безусловно, КПД Ростехрегулирования, учитывая выше приведённые факты, если и не нулевой, то весьма низок. Что не могло не вызвать негативную реакцию Кремля. И она последовала. 24 ноября этого года во время заседания Государственного совета в Ульяновске Дмитрий Медведев дал две недели для того, чтобы определиться с законом «О техническом регулировании» и то ли вовсе отменить его и распустить Ростехрегулирование, то ли внести в него изменения, которые бы не позволили с 1 июля оставить страну и без стандартов, и без технических регламентов. И вот появляются президентские поправки, которыми в России взамен советских ГОСТов вводятся иностранные технические регламенты.

Парадокс ситуации будет заключаться в том, что в случае, если парламентарии одобрят президентский законопроект, в России до 1 июля 2010 года одновременно будут действовать старые советские ГОСТы, белорусские, казахские и евросоюзовские техрегламенты. Предприятиям же будет предложено самим выбрать, чем им предпочительней руководствоваться - советским, евросоюзовским, белорусским или же казахским нормативным актом.

Соответственно, если будет принят тот или иной новый российский технический регламент действие зарубежных аналогов на территории России прекращается. Но, судя по нынешней оперативности работы Ростехрегулирования, этот процесс завершится ещё не скоро.

Ещё до того, как в Государственную Думу поступил президентский законопроект, в начале декабря три бывших руководителя Госстандарта обратились к Дмитрию Медведеву с открытым письмом, в котором просили не только не вводить в стране «многостандартность», но и вообще выступить с инициативой об отмене закона «О техническом регулировании». То есть оставить советские ГОСТы.

Подписавшие письмо Георгий Колмогоров (руководил Госстандартом СССР в 1984-1989 годах), Сергей Безверхий (возглавлял российский Госстандарт в 1992-1997 годах) и Геннадий Воронин (руководил госкомитетом в 1997-2001 годах), отметили в нём, что пока не выполнена ни одна из правительственных программ по разработке техрегламентов. При этом авторы открытого письма отметили, что ежегодно на создание этих документов уходит до шести миллиардов рублей!!!

Авторы письма предлагают пересмотреть весь массив ГОСТов (а это около 32 тысяч страниц), и по необходимости модернизировать некоторые из стандартов. К слову советские ГОСТы до сих пор являются межгосударственными стандартами в странах СНГ и некоторых других государствах, которые либо не успели, либо не пожелали перейти на национальную систему стандартов. Напомним, что первый советский государственный стандарт появился в 1968 году. И каждый год их затем принималось по несколько сотен, а то и тысяч...

Смогут ли технические регламенты, которые касаются лишь безопасности, полностью заменить весь этот сонм стандартов? Всё будет зависеть от добросовестности производителя. А вот на неё в большинстве случаев рассчитывать не приходится. Поэтому и будут появляться на прилавках, условно безопасные для здоровья, но состоящие из всего чего угодно колбасные изделия, или же сливочное масло столь же безвредное, как и квази-колбаса, но с мизерным содержанием масла.


Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить