Правительство РФ скорее всего откажется от запланированного повышения экспортных ставок на вывоз леса-кругляка и сохранит существующие пошлины по меньшей мере до 2011 года, сообщила журналистам министр экономического развития Эльвира Набиуллина на инвестфоруме в Сочи. Кстати, заявление прозвучало в День работника лесного хозяйства, который отмечается в России 20 сентября.
"Сейчас в правительстве обсуждают разные варианты: нужно ли повышать экспортные пошлины, либо сохранять их, либо даже снижать", - цитирует Reuters госпожу Набиуллину. "Мы провели совещания с регионами. Большинство из них считают, что нужно оставить нынешние пошлины или даже снизить их. Сейчас как рабочий вариант предлагается сохранить на 2010 год тот уровень пошлин, который был и в 2009 году", - добавила она.
Стоит напомнить, что до наступления кризиса правительство РФ проводило в жизнь идею развития лесопромышленного комплекса страны, по крайней мере в области тарифного регулирования экспорта леса. Главная проблема отрасли - крайне низкая доля переработанной продукции. На глубокую переработку в среднем попадает лишь 20% заготавливаемой древесины. Остальная просто продается, а затем покупается в виде уже готовых изделий и, разумеется, за иную цену. Разницу в карман себе кладет зарубежный переработчик.
По решению правительства, с 1 июля 2007 года пошлины выросли с 4 до 10 евро за кубометр. С 1 апреля 2008 года они были уже не менее 15 евро, а с 1 января 2009 года должны были составить не менее 50 евро за кубометр. Однако под влиянием кризиса и и ноябрьских переговоров прошлого года премьер-министра Владимира Путина со своим финским коллегой введение пошлины было отложено на год. Сейчас ее размер составляет 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр.
Еще зимой минувшего года появились «антикризисные» предложения вовсе обнулить пошлины на экспорт леса. От такого совсем уж беспардонного варианта отказались, но стало ясно, что и заявленное резкое повышение пошлин с 2010 спустят на тормозах.
С предложением отложить увеличение заградительных платежей на 3 года высказывал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, который заявил на Дальневосточном международном экономическом форуме о том, что «в результате разрозненной деятельности лесоэкспортеров, демпинга мы теряем до 30% экспортной выручки». Впрочем, Шпрот также заметил, что в регионе нет предприятия по производству целлюлозы, для утилизации низкотоварной древесины, из-за чего теряется порядка 3 млн кубометров низкосортного сырья. Так они и не появятся, если отложить введение повышенных пошлин, а то и вовсе отменить их. Гнать сырую нефть и лес всегда проще, чем заниматься их переработкой и завоевывать рынки с уже готовым продуктом.
С другой стороны, создавать значительные деревообрабатывающие мощности в условиях кризиса, тоже не совсем логично. Другое дело, ориентация на внутренний спрос, но для этого нужно запускать мощные строительные программы с акцентом на возведение деревянных домов по новым технологиям. Но денег на это вроде бы как уже и нет.
Впрочем, есть еще требование повысить энергоэффективность, а отходы деревообрабатывающего производства могут служить отличным топливом. Но и в этой сфере существуют проблемы и пересечение интересов. А потому, вероятно, правительство в деле реформирования лесопромышленного комплекса решило остановиться на полпути и просто заморозить ситуацию.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.