Владелец медиакорпорации News Corporation Руперт Мердок хочет денег. Сегодня он официально объявил о том, что интернет-версии газет The Times, The Sun, News of the World станут платными.
Эра, когда «в сети все задаром», закончилась, уверяет медиа-магнат. «Качественная журналистика стоит дорого, и индустрия, которая разбазаривает контент, просто съедает у самой себя способность производить хороший новостной продукт. Цифровая революция открыла множество новых и недорогих каналов дистрибуции, однако она не сделала контент бесплатным. Мы намереваемся ввести платный доступ ко всем нашим новостным веб-сайтам», - цитирует Мердока The Guardian.
Корпорация австралийца отчиталась об убытках по итогам фискального 2009 года в размере $3,4 млрд. На 14% сократилась прибыль газетного дивизиона News Corporation.
Газетный бизнес в последние годы явно проигрывает борьбу сети. Бумажные издатели объединяются и пытаются выжать из www деньги. Однако делают они это разными путями. Если Мердок пытается заставить платить за контент потребителя, то континентальный подход, который символизирует Матиас Дёпфнер из Axel Springer, нацелен на изъятие части прибыли у поисковиков и новостных сервисов.
В континентальном подходе есть своя логика. У печатных СМИ рекламодателей, доходы приносящих, отбирает в первую очередь сеть. А первым в этой очереди стоит Google, получающий громадную прибыль от рекламы. Инициатор «Гамбургской декларации» Матиас Дёпфнер высказал претензии именно к сервису Google News, хотя в самой декларации, которую подписало 169 европейских издателей, присутствуют весьма туманные формулировки о нежелательности бесплатного использования интеллектуальной собственности, под которой подразумеваются материалы журналистов.
Мердок же намерен качать деньги напрямую из читателей. На данный момент лишь одно издание медиа-империи The Wall Street Journal берет с читателей деньги за просмотр статей. По планам медиа-магната платный доступ для большинства изданий корпорации будет введен в июне 2010 года. Первыми станут сайты популярных таблоидов, таких как The Sun и News of the World. Затем плата будет взиматься за доступ к материалам телеканалов Sky News и Fox News, выложенным на интернет-сайтах.
Несмотря на уверенные заявления руководителей ряда крупных западных изданий о том, что эпоха наступления платных новостных сервисов неизбежна, в перспективности подобной бизнес-модели возникают серьезные сомнения. Хотя нельзя отрицать того факта, что в краткосрочной перспективе она способна повысить прибыльность ряда СМИ.
Не стоит забывать, что сеть в принципе создавалась для обмена, а не сокрытия информации. И здесь Мердок вступает в неявный, но все же реальный технологический конфликт с глобальным проектом.
Стратегия нишевания новой услуги выглядит особо уязвимой. Если платный доступ, который предоставляют информационные агентства, является действительно платой за информацию, то что предлагают покупать печатные издания? Мнение, пусть и высокопрофессиональное, собственного журналиста? Конечно, в сочетании с фактурой материала оно может представлять определенный интерес. Но платить за возможность ознакомиться с чьими-то воззрениями на то или иное событие подавляющее большинство сегодняшних читателей интернет-версий газет не станут.
Вероятно, возникнет целый слой онлайн-СМИ, которые будут специализироваться на обработке в том или ином виде платных статей от пока еще ведущих мировых средств массовой информации, которыми владеет News Corp. И доступ к ним будет бесплатным. Именно туда и уйдет значительная часть читателей.
В качестве примера можно взять одно из самых раскрученных и популярных мировых изданий - Financial Times, где уже введен платный доступ к некоторым статьям. Количество интернет-читателей издания сейчас насчитывает 1,3 млн. зарегистрированных пользователей, но только 110 тысяч платят за доступ к статьям.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.