До конца текущего года будет сделана еще одна попытка внести в правительство законопроект о личном банкротстве. Разработкой документа занималось Минэкономразвития и уже пыталось протолкнуть его в правовое поле. Предыдущие попытки вызывали нарекания, но тогда проблема невозврата долгов не стояла так остро.
По подсчетам аналитиков НБ "Траст", которые приводит журнал Финанс, "на начало года объем просрочки «физиков» по кредитам в банковской системе страны составлял 92,3 млрд рублей, а на 1 ноября – уже 131,6 млрд рублей, что соответствует приросту объема просроченной задолженности в 42,5% за 10 месяцев". В общем, тема актуальная, особенно на фоне предстоящих увольнений (см. ст. "Кредитный БУМеранг", прим. ред.).
Основвные положения законопроекта, по Коммерсанту, таковы. Если в течение полугода заемщик не сумел погасить задолженность свыше 50 тыс. рублей, кредитор подает в арбитражный суд. Первоначальная называлась сумма в 100 тыс. рублей, но банки, очевидно, решили замести всех. На три месяца назначается процедура наблюдения. В это время должник может согласовать с кредиторами план реструктуризации долгов сроком до 5 лет, при условии, что у заемщика нет непогашенной судимости и до начала процесса банкротства он имеел стабильный доход. А если кредиторов план не устроит, то суд может самостоятельно назначить план рестуктуризации (интересно, какими критериями и чьими мнениями он при этом будет руководствоваться), или принять решение о немедленной продаже имущества заемщика с торгов (что сделать проще всего). По логике, приоритет будет иметь фактор получения наибольших средств для банка.
Банкиры уже заявляют о недопустимости введения пятилетней рассрочки на выплату задолженности, предусмотренной этим законопроектам. Банкам нужны деньги здесь и сейчас. "Банки в условиях кризиса этого не выдержат, особенно если банкротиться начнут сразу многие заемщики. Соответственно у граждан возникнут проблемы при заключении с банками соглашений о реструктуризации долгов", - цитирует Коммерсант вице-президента РСПП Александра Мурычева. То есть банки хотят продавать имущество должников, если срок выплат не будет сокращен до неких компромиссных величин. И при этом банкиры не могут не понимать, что выброс значительного количества конфискованного имущества на рынок обрушит цены на эту "вторичку", что в еще большей степени снизит реально взысканную с должника сумму.
В случае продажи с торгов, должнику будет назначен конкурсный управляющий, который возьмет все текущие доходы гражданина и все его имущество под контроль. "Исключение составят единственное незаложенное жилое помещение, площадь которого соответствует нормативам (помещение большей площади будет продано, а гражданину будет предоставлено жилье по социальным нормам). Кроме того, гражданину оставят деньги на жизнь, сумму которых утвердит суд, и личные вещи за исключением предметов роскоши", - пишет Коммерсант.
Попытки вывода имущества будут пресекаться, а потому большинству граждан имеющих задолженности перед банками, которые объективно, не могут быть погашены, имеет смысл внимательно следить за ходом рассмотрения этого законопроекта и готовиться к "сбросу" незаложенного имущества задолго до начала процесса банкротства. Кстати, бизнес скупщиков, если закон все-таки будет принят, переживет очередной ренессанс.
Масштаба возможных последствий не следует недооценивать. По данным Левада-центра, непогашенные кредиты перед банками имеют почти треть россиян. Примерно такое же количество заявило о падении доходов и, соответственно, о затруднениях в выплатах задолженности. Так что законопроект должен быть максимально сбалансирован. Пока наблюдается явный крен в пользу кредитора, хотя именно банки несут наибольшую функциональную вину в сложившейся ситуации.
Депутат Андрей Исаев, глава думского комитета по труду и социальной политике в сообщил, что «Единая Россия» готовит некое обращение к банкам с предоложением на год заморозить взимание выплат по кредитам вместе с процентами с тех граждан, которые потеряли работу из-за кризиса и не в состоянии платить. Это вполне логичная инициатива, способная купировать социальный взрыв.
На самом деле банкиры обязаны пойти навстречу обществу хотя бы из соображений элементарного самосохранения. Силовые акции против должников на фоне общего ухудшения ситуации и падения доходов населения, безусловно, усилят социальную напряженность, причем по традиционному классовому сценарию.
А если элементарно, "на пальцах" показать должникам, как и насколько "обул" его банк, чувство вины, подавляющее сопротивление, будет сметено замещающим мощным импульсом попранной справедливости. В глазах должников, подобный выход из ситуации будет представляться сколь оправданным, столь и выгодным. Если эту обанкроченную массу организовать, будет создана типичная революционная ситуация. И "просветить" будет кому, банки первыми стали избавляться от своего персонала, который в премудростях ростовщичества разбирается неплохо. И "офисный планктон", как самая активно кредитуемая и ныне активно увольняемая часть населения, составит первое протестное ядро, которое можно превратить в революционное.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.