Крупнейшие экспортеры газа достигли принципиального согласия о создании газовой ОПЕК. Сообщение об этом поступило после встречи представителей российского Газпрома с чиновниками профильных ведомств и бизнесменами Ирана и Катара. "Мы приняли важные решения. Существует потребность в создании этой "газовой ОПЕК", и достигнут консенсус в создании "газовой ОПЕК", - передает Reuters слова министра нефти Ирана Нозари, сказанные им на пресс-конференции.
Иран, обладающий вторыми по величине запасами природного газа в мире, не раз поднимал тему создания газового картеля. Причем на российско-иранских переговорах, ведь Россия является первой страной мира по запасам "голубого топлива". Более того, газодобывающие страны уже провели несколько встреч в рамках неформального клуба - Форума стран-экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum (GECF). Впрочем, Ирана, Катара и России, контролирующих около 60% мировых запасов газа, для создания картеля вполне достаточно.
Кстати, первый саммит GECF прошел в 2001 году также в Тегеране. Участниками форума стали Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Ливия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Оман, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. Последнее заседание форума прошло в Дохе в 2007 году. Эти форумы традиционно вызывают нервную реакцию США и Евросоюза, давно паникующих по поводу возможности создания "газовой ОПЕК", которая может поставить под угрозу энергетическую безопасность всего западного мира.
Между тем, еще в июле 2008 года тот же Газпром «не видел перспектив» создания газового картеля ни «в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе». Хотя возможность принятия совместных решений в рамках некоего форума крупнейших экспортеров газа не исключалась. С того времени ушло немало газа и случилось множество событий, которые серьезным образом изменили геополитическую и экономическую ситуацию в мире. В результате грузинской кампании был нанесен серьезный удар и по планам создания обходных газовых маршрутов. А Туркмения, которую Запад рассчитывал использовать как сырьевой источник, поставляет газ в Россию и вновь возобновит экспорт в Иран. А у них, как выясняется, случился некий «газовый консенсус». Таким образом, появляется еще одна скрепа, связывающая единым экономическим интересом ядро евразийского континента и задающая вектор организации Каспийского экономического сотрудничества.
Абрис гипотетического газового картеля будет обрисован уже в ноябре. Нынешняя встреча в Тегеране состоялась как раз в преддверии саммита Форума стран-экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum(GECF), который пройдет в середине ноября в России. Отметим, что на 24 октября намечено и экстренное заседание ОПЕК, на котором с высокой долей вероятности будет принято решение об ограничении добычи нефти.
Таким образом, слабые надежды американских экспертов на то, что дополнительные средства для кредитования потребителей и снижение цен на нефть откроют второе дыхание «самой мощной экономике мира» сходят на нет. Известно, что цена на газ контрактно привязана к ценам на нефть, поэтому рост цены на черное золото будет весьма кстати и для газовых экспортеров. И очень кстати для России, экспортирующей и нефть и газ. Наиболее животрепещущий вопрос - будут ли страны участники тегеранских переговоров прибегать к квотированию, которое для России в ее нынешнем привилегированном положении главного европейского поставщика не очень то и выгодно?
Активность России в сферах традиционной экономической уязвимости западных экономик можно рассматривать и как создание нового рычага для воздействия на «вашингтонский обком», что особенно актуально в преддверии смены президента, его команды и общего внешнеполитического дискурса Белого дома, что, судя по последним сигналам, все-таки произойдет после 4 ноября и очень вероятной победы Барака Обамы. Разумеется, дело не в газе ( в США Россия газ не поставляет). Москва не только потенциально усиливает позиции в Персидском заливе, но и "привязывает" к себе Европу, которая так или иначе будет вынуждена технологически и финансово участвовать в проектах на позициях младшего партнера.
Вместе с тем, Россия оставляет себе достаточно пространства для маневра между Западом и Востоком. По большому счету, Европе достаточно сделать хорошее предложение двум олигопольным для ее рынка представителям Форума – России и Алжиру, которые являются главными поставщиками ЕС. Последние демарши Брюсселя и попытки закрыть доступ вертикально интегрированным концернам к энергетическим сетям внутри ЕС весьма раздражают экспортеров и в первую очередь Газпром, реальные картельные возможности которого Европа и пытается существенно ограничить (см. ст. «Безресурсный» национализм» и «Каждому своё», прим. ред.).
Кстати, заинтересованность Катара в перспективе может сделать пока гипотетический газовый картель мощной силой. Дело в том, что именно эта ближневосточная монархия наиболее активно развивает производство сжиженного газа, которое в перспективе способно превратить специфическую газовую сферу в настоящий рынок.
Так что, играя «в картель», фактически картельная Россия учитывает весьма отдаленную перспективу, способную резко снизить влияние Кремля в энергетической сфере... Подобная стратегичность мышления хороша. Особенно когда ее дополняет стремление активнее развивать альтернативную энергетику. Будет надеяться, посещение красноярского кремниевого производства, вокруг которого планируется создать «солнечный» кластер, прошло для премьер-министра Владимира Путина не зря.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.