Перерождение

Goldman Sachs и Morgan Stanley получили «добро» на смену статуса. Теперь это не тонущие инвестбанки, а холдинги, которые могут получать кредиты под любые виды залога, по тем же правилам, что и коммерческие банки. На Уолл-Стрит уже говорят о завершении целой эпохи.

«Вполне вероятно, судьба инвестбанков была определена еще в 1975 году, когда после экономического кризиса, вызванного нефтяным шоком 1973 года, американские регуляторы отменили фиксированную комиссию за торговлю ценными бумагами. Это вызвало снижение прибыльности брокерской деятельности инвестбанков. Они вынуждены были повышать степень риска, который брали на себя, поскольку их традиционный бизнес приносил все меньше прибыли. Из-за конкуренции комиссии за брокерские услуги снизились многократно, и инвестиционные банки были вынуждены придумывать новые способы зарабатывать деньги», — рассказал «Эксперту» профессор финансов Кембриджского университета Саймон Тейлор.

В итоге, инвестбанки не только управляли клиентским капиталом через свои брокерские конторы, но и занялись биржевыми играми за счет собственного капитала. А привлекали деньги с фондового рынка, для чего пришлось изменить форму собственности. Они стали акционерными обществами. Помните обвальное падение акций после каждой порции обязательной статистики крупнейших инвестбанков? Капитализация просто сдулась. То, что поначалу стимулировало развитие, в конце стимулировало падение...

Но, безусловно, главной причиной краха инвестбанков стали высокорисковые инвестиции и их секьютиризация. Колоссы под грузом совершенно ирреальных финансовых инструментов стали не просто падать, а растворяться. Они пытались продаться, чтобы сохранить свою сущность, десятка крупнейших банков, повязанных одной финансовой цепью, объявила о создании спецфонда объемом до $100 млрд. с целью повторить подвиг угодившего в болото Мюнхгаузена. Но тщетно.... Что говорить, если страховой гигант AIG, работающий в консервативной страховой сфере умудрился настолько глубоко вляпаться в деривативы, что и для его спасения пришлось подключать бюджет США.

Кстати, усиление госрегулирования – это еще одна, наряду с исчезновением привычного инвестбанкинга, атрибутивная черта нынешнего кризиса. Вслед за США панический прыжок в этом направлении пытается сделать Великобритания. Через две недели в парламенте будет представлен проект банковской реформы. Занимательное мероприятие для вековой столицы ростовщичества.

Главная идея реформаторов – усиление госрегулирования и создание механизмов для оперативного вмешательства уполномоченных органов в дела банков. На прошлой неделе финансовые власти Британии запретили биржевую игру на понижение, которая способна превратить спад на фондовом рынке в лавину.

Глава Казначейства Алистер Дарлинг также объявил, что намерен предложить на рассмотрение парламента комплекс мер по защите интересов вкладчиков, сообщают РИА Новости. Благие стремления вызывают только грустную усмешку. Каждый финансовый кризис заканчивался тем, что «топы» только наращивали капиталы, используя своих «вкладчиков», «акционеров», «партнеров», как овец... Ну а после завершения основной фазы, всегда можно подумать о защите вкладчиков. Ведь кто-то должен дать денег на очередной финансовый виток.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить