Сама анекдотичность затянувшегося бюджетного противостояния "город — область" дает повод начать с анекдота.
Давно уже изнемогая от жары, волочатся по пустыне два странника. Один отходит под ближайший саксаул и вдруг кричит:
- Мы спасены, друг! Я нашел кувшин с водой!
- Отлично, — говорит "друг", — сейчас мы поделим его по-братски!
Нашедший опускается на колени:
- Прошу, друг, не надо по-братски, давай пополам!
- Александр Яковлевич, — обращаюсь к главе Воронежа, — насколько эта ситуация соответствует сегодняшнему положению с бюджетным дележом?
- Разница есть: не надо мне даже "пополам". Лишь столько, чтобы не протянуть ноги в данную минуту и на данном месте. Говоря "мне", имею в виду каждого отдельно взятого воронежца. "Жажда" сказывается на всех, в том числе и на детях. К примеру, если по среднему общефедеральному нормативу расходы на содержание одного ученика в общеобразовательной школе определены в размере 8,5 тысячи рублей в год, то в бюджете г.Воронежа на 2002 год эта строка расходов едва перевалила за 6 тысяч. Причем город, являясь активным донором областного бюджета, не претендует на чужой "глоток воды". Мы просто просим, чтобы при формировании бюджета Воронежской области ее уважаемые руководители, депутаты и финансисты учли, наконец, тот факт, что и жители областного центра живут на территории того же субъекта федерации и пора заканчивать с практикой финансовой дискриминации.
- Какие социальные проблемы жителей Воронежа наиболее ущемляются при сложившемся на сегодня бюджетном распределении?
- Почти все. К примеру, если в бюджете области на ремонт и содержание спортивных сооружений заложено 5 млн. рублей, в городском — ни копейки. Если средний показатель по питанию на одного стационарного больного по области составляет 22,65 рубля, то по городу Воронежу — всего 18,3 рубля. По обеспечению медикаментами соотношение 45,16 рубля и 35,9 рубля. На развитие физической культуры в бюджете города запланировано средств в семь раз меньше, чем в областном бюджете. Это в то время, когда более трети населения Воронежской области проживает в городе Воронеже. Так называемое положительное сальдо наблюдается только в дошкольном образовании. По остальным статьям уровень финансирования бюджета города Воронежа значительно занижен: в здравоохранении более чем в 2 раза, в начальном и среднем образовании в 1,4 раза, по школам-интернатам в 1,6 раза.
Не менее сложная ситуация сложилась с предоставлением различных льгот гражданам по федеральному и областному законодательству. Так, сумма недовозмещенных расходов городского бюджета бюджетами других уровней — федерального и областного — составила около 220 миллионов рублей.
Анализ уровня доходов, собираемых на территории города, показывает, что при их стабильно повышающемся объеме доля, зачисляемая в городской бюджет, так же стабильно снижается. За 9 месяцев 2002 года на территории города собрано налогов и сборов 6,57 млрд. рублей. В бюджет Воронежа из них вернулось всего 1,88 млрд. рублей, то есть 28,6 процента. Куда же делись остальные? Около 3,5 млрд. рублей зачислено в федеральный бюджет, свыше 1,2 млрд. рублей — в областной.
Отсутствие минимальной бюджетной обеспеченности существенно подрывает сбалансированность городской казны, вынуждает обращаться к внешним источникам покрытия дефицита — кредитам коммерческих банков и ссудам из областного бюджета, которые составляют сейчас свыше 800 млн.рублей.
- А есть ли у вас единомышленники среди депутатов и областного руководства, которые готовы поддержать вас?
- На прошлой неделе мы обсуждали бюджетные проблемы с депутатами областной Думы, избранными от Воронежа, и с городскими парламентариями. Большинство депутатов отметили, что сейчас, когда подготовка бюджета 2003 года вступает в решающую стадию, важно не повторить ошибки прошлого года, которые привели к разбалансированности нынешнего городского бюджета. Определенная в муниципальном бюджете статья расходов почти вся уходит на оплату труда работников бюджетной сферы и выплаты энергетикам, даже без учета долгов прошлых лет.
Создана группа экспертов, которая представит на рассмотрение депутатов областной Думы, формирующих так называемый консолидированный бюджет, минимальные постатейные нужды города. Исходя из того, что на сегодняшний день параметры бюджета города Воронежа на 2003 год складываются по доходам 3,45 миллиарда рублей, а по расходам 5,77 миллиарда рублей, без увеличения существующих нормативов отчислений в городской бюджет сократить его дефицит не представляется возможным.
Финансисты считают, что в первую очередь необходимо предусмотреть в областном бюджете 2003 года дотации из фонда финансовой поддержки муниципальных образований в объеме не менее полутора миллиардов рублей. Необходимо также увеличить нормативы отчислений в бюджет г.Воронежа из таких доходов, как налог на прибыль предприятий и организаций и налог на физических лиц.
Лорис Гукасян
Газета "Коммуна", №166, 6 ноября 2002г.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.