Пока в Москве террористы мурыжили заложников, в Северодвинском городском суде (Архангельская область) слушались два уголовных дела, чем-то похожих по сути на московские катаклизмы – и «террористы» в них есть, и «заложник»! Но самое главное действующее лицо в них, по-моему, одно — алкогольный зеленый змей. Вот подробности.
Убеждение методом... опьянения
Если читать приговор этому делу очень бегло, то буквально до последней страницы думаешь про его фигурантов: вот какие злыдни, прямо Чечню в Поморье устроили, несколько дней удерживали заложника. И буквально на последней странице развязка, очень неожиданная.
Дважды ранее судимый 29-летний Босачев (ну почти Басаев!) и судимый единожды 35-летний Скубатов обвинялись в незаконном лишении свободы старичка-пенсионера. 9 сентября прошлого года они сговорились, и, «имея паспорт на имя Ш., привезли его под предлогом возврата документа в квартиру дома 5 по бульвару Строителей в Североджвинске. После этого, склоняя Ш. к продаже или обмену квартиры, удерживали его до 14 сентября.» В какой-то момент оставшись в квартире один, Ш. вышел на балкон, привлек внимание соседей, попросил вызвать милицию. Соседке по балкону «квартирный заложник» сказал адрес и телефон дочери. Соседка, удивленная видом странного старичка, позвонила, а уже дочь и вызвала милицию. Выручила старичка из заточения вооруженная до зубов, в масках и бронежилетах, группа СОБР.
Показания Босачева и Скубатова были просты до предела: оба утверждали, что старичок сам остался у них, пьет на халяву и из квартиры не выходит, хоть выгоняй! Действительно, с Ш. давно велись переговоры о продаже или обмене его квартиры в доме на ул. Корабельной. Он уже давал им ключи от жилища, (которые, кстати, после знакомства с квартирой были возвращены владельцу). Доставив Ш. в квартиру Босачева на бульваре Строителей, к «продаже или обмену» склоняли просто: поили до изнеможения. В один из моментов просветления у «подопечного» Босачев и Скубатов уговорили его самого сходить к нотариусу, юридически оформить сделку. Но нотариус вдруг отказался регистрировать договор о передаче квартиры: оказалось, она принадлежит еще и дочери Ш. Об этом «уговорщики» даже и не знали от «змеелюбивого» дедушки.
Кстати, нотариус, человек опытный, тогда сразу определил, что Ш. с жуткого похмелья. Старичок стал жаловаться на «соратников» по сделке и даже просил у нотариуса... денег на опохмелку. Но когда Ш. было предложено прямо из кабинета нотариуса по телефону вызвать милицию, он вдруг забрал паспорт и ушел восвояси. И направился... обратно у «захватчикам», допивать. Статистике точно неизвестно, сколько любителей спиртного лишались (или могли лишиться) квартиры и становились бомжами вот так, «через стакан». Думаю, таких хватает.
Суд отметил, что Ш. до «заложничества» пил запоями, не раз бывал у нарколога, наблюдались нарушения памяти. Через месяц с небольшим после освобождения из «плена», 23 октября, он скончался от отравления суррогатами спиртного...
Суд пришел к выводу: налицо было не силовое понуждение Ш. к совершению сделки, а склонение путем убеждений. То есть вымогательство как таковое отсутствует. Налицо, так сказать, убеждение методом... опьянения. «Захватчики» умело воспользовались страстью старика к зеленому змею. Скубатов получил два года условно, Босачев три. И оба тут же были освобождены от наказания в связи с аминистией к 55-летию Победы – она еще действует, оказывается….
Бутлегерство «на счетчике»
Всамделишный рэкет, своеобразное бутлегерство в виде торговли «левым» спиртом, бывший работник правоохранительных органов, неким образом связанный со спиртовой мафией — все это фигурирует в деле номер 1-60/00. Четверых молодых людей, всем по 26 лет, суд признал «виновными в вымогательстве, совершенном групплой лиц по предварительному сговору, с применением насилия.» Работник предприятия «Ремонт-сервис» Завьялов и труженник МУП ЖКХ Фальковский промышляли «левым» спиртовым бизнесом. Имели свою «жаждущую» клиентуру и сбытчиков, некоторые из которых торговали прямо на дому. Летом 1998 года один из сбытчиков (назовем его А.), задолжал им несколько сотен за спирт, его решили «потрясти».
Задолжавшего А. спиртовикам пришлось долго искать — он скрывался у своих родственников, убоявшись разборок. Судя по материалам дела, «спиртовики» обращались за помощью в поисках должника к бывшему работнику УВД. В ноябре 1998 его все-таки нашли, заставили сесть в машину, куда в качестве «вышибал» подсели безработные Колобов и Шамарин. В машине у А. спросили: «Куда, братан, поедем — к бандитам или в милицию?» Ясно, что раз «бизнес» криминальный, то прямая дорога — к бандитам. «Пошутили»: ладно, сейчас в лес повезем, поближе к болоту...
Отвезли ошалевшего от «шутки» должника поближе, на территорию ГСК «Машиностроитель». С него требовали полторы тысячи. В эту сумму выросли три «долговые» сотни — криминальный «счетчик» накрутил проценты. Кроме того, сам же должник должен был оплатить «услуги» вышибал и потраченный на поездку бензин. Возле гаражей ГСК «Машиностроитель» А. избили и бросили, предупредив: не вернешь долг — еще хуже будет. Пригрозили расправой над ним и над его родственниками, если в милицию обратится. Избитый доковылял до будки сторожа ГСК, ему пришлось вызвать скорую...
Всем четверым «спиртовым» рэкетирам суд дал по три года общего режима. Наука не только вымогателям и оптовикам-«спиртовозам», но и всем горожанам, кто промышляет «новым бутлегерством», то есть подпольной спиртовой торговлей. Зеленый змей может доставить только неприятности.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.