В последнее время средства массовой информации все чаще обсуждают тему пребывания в России, и особенно на Дальнем Востоке, граждан КНР. Понятно, что наша страна, провозгласив добрососедские отношения с южным соседом и открытость своих границ, спровоцировала интерес к своей территории, которая остро нуждается в экономическом развитии, привлечении иностранных инвестиций. И к тому же на востоке имеет малую плотность населения (а в ряде регионов, включая Магаданскую область, отток местного населения в ЦРС продолжается). В Китае, как известно, ситуация противоположная. Вполне естественно, что приток коммерсантов из-за границы стал нарастать.
Чем меньше внимания Дальневосточному региону уделяла Москва, тем больше он был открыт и привлекателен для неприхотливых и предприимчивых соседей из Юго-Восточной Азии. Хорошо это или плохо, сказать однозначно нельзя. Плохо это в том случае, когда явление приобретает масштабы, угрожающие национальной безопасности. По заявлению министра по вопросам национальной политики России В. Зорина, оптимальной для нашей страны является ситуация, когда в страну въезжает до 700 тысяч иностранцев в год. Это компенсирует естественную убыль населения.
Хорошо, потому что оживляет экономику и рынок депрессивных регионов, у наименее обеспеченных граждан появляется возможность приобретать ширпотреб и продукты по доступным и даже нереально низким при нашей экономике ценам. Кому это нравится — понятно. Потребителям, к которым относимся все мы, а не нравится тем, кто не выдерживает конкуренции, торгуя тем же товаром, но уже по очень другой цене. Зачастую экспансией иностранцев пугают именно представители последней группы, при этом сильно преувеличивая и лукавя, используя приемы недобросовестной конкуренции.
Теперь к вопросу о масштабах "нашествия". В выступлении Президента России В. В. Путина в ходе его визита во Владивосток проблема была обозначена как весьма серьезная и требующая решения, особенно на юге Дальнего Востока. Были названы данные о численности китайских граждан, обосновавшихся в регионе. Кто бывал недавно, например, в Благовещенске, знает, о чем речь. Там китайские граждане не просто заметны своей численностью, они в тех местах, в отличие от Крайнего Севера, обосновались "капитально". С постоянным проживанием, приобретением жилья и прочими благами.
В Магаданской области всего три гражданина КНР имеют вид на жительство. Остальные зарегистрированы как временно проживающие и работают в сфере торговли и общественного питания — на китайском рынке и в кафе национальной кухни. По действующему российскому законодательству иностранный гражданин может получить разрешительный документ на работу сроком на один год, при необходимости предусмотрена возможность продления еще на год после уплаты госпошлины.
Особо оговорен принцип приоритетного права на трудоустройство российских граждан на имеющиеся вакансии. Работодатель может получить разрешение на право использования иностранной рабочей силы (ИРС) только при наличии положительного заключения о целесообразности привлечения иностранных работников, выдаваемого специально уполномоченным органом. В частности, с 1 ноября 2002 года — службой занятости населения.
Сколько же граждан Китая находится по коммерческим делам в нашей области? По статистическим данным миграционной службы за 2001 год, численность привлеченной иностранной рабочей силы 995 человек, из них граждан КНР — 313. Нам еще далеко до приморцев и хабаровчан, чтобы подпитывать идейно своих "скинхедов" или просто националистов. Тем более что китайцы составляли в 2001 году лишь менее одной трети от общего числа лиц, трудоустроенных на территории области в порядке привлечения иностранной рабочей силы. Кроме того, географическая удаленность нашей области практически исключает возможность нелегального проникновения иностранцев (в отличие от приграничных территорий) — они могут въехать только через пункты пропуска в аэропорту и морпорту.
Государственное регулирование процессов внешней миграции необходимо и возможно в рамках международных норм и в цивилизованных формах. Во-первых, путем законодательного регулирования въезда, временного пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев и лиц без гражданства, а также их трудоустройства. С 1 ноября 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Во-вторых, путем установления квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание, утверждаемых Правительством РФ. Предложения по размерам квот должны давать исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В третьих, посредством применения целого ряда других нормативных актов по вопросам внешней миграции. В частности, существует "Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства РФ от 09.02.2001 г., где раскрыты задачи и основные направления реализации государственной политики по развитию приграничного сотрудничества России. Среди основных целей ставится повышение благосостояния населения и укрепление добрососедства с сопредельными государствами.
Таким образом, ситуация с внешней миграцией может развиваться в нежелательном направлении лишь при бездействии специально уполномоченных государственных органов. Вполне закономерно, что одним из самых кардинальных шагов по обеспечению надлежащего государственного регулирования миграционных процессов в целом по стране стало недавнее реформирование миграционной службы путем передачи ее функций в МВД России в соответствии с указом президента России от 23 февраля 2002 года. Приказом МВД территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ по Магаданской области преобразован в Отделение по делам миграции УВД Магаданской области.
Из-за отсутствия ранее действенного контроля за пребыванием иностранной рабочей силы учтенная статистикой численность иностранных граждан и лиц без гражданства не отражает реального числа иностранцев на рынке труда. Поэтому сегодня перед Федеральной миграционной службой в структуре МВД России стоит прежде всего задача по борьбе с нелегальной миграцией. Силовые и запретительные методы не могут быть определяющими в этой борьбе. Главным должно стать совершенствование действующего законодательства и контроль его исполнения.
По статистическим данным, за 9 месяцев 2002 года численность официально зарегистрированных иностранных работников в Магаданской области составила 1285 человек. Налицо тенденция притока в регион иностранных граждан и лиц без гражданства с целью трудоустройства. Основная часть трудовых мигрантов привлекается на сезонные работы в старательские артели, находящиеся в труднодоступных и удаленных участках области со слаборазвитой транспортной инфраструктурой. Следует отметить, что граждане ближнего зарубежья (Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и т. д.) также подпадают под определение "иностранный гражданин". Около 76% от общего количества трудовых мигрантов в нашем регионе приходится на граждан бывшего СССР. При этом упрощенный порядок пересечения государственной границы и право безвизового въезда и перемещения по территории России способствуют практически неконтролируемому потоку граждан бывших республик СССР.
Сотрудниками органов внутренних дел области совместно с представителями других органов исполнительной власти осуществляются регулярные проверки организаций любой формы собственности с целью выявления иностранцев, работающих незаконно, а также работодателей, использующих иностранных работников в нарушение условий полученных разрешений и выданных работникам подтверждений. К таким иностранным гражданам и лицам, приглашающим их на работу, принимаются меры административного взыскания в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, при неустранении выявленных нарушений Отделение по делам миграции может ходатайствовать перед Федеральной миграционной службой МВД России о приостановлении или аннулировании разрешений и депортации незаконно работающих иностранцев.
По результатам проведенных проверок принимаются меры по приведению в соответствие с действующим законодательством трудовых отношений работодателей и иностранных работников. Это относится и к гражданам КНР, торгующим на вещевом рынке.
В настоящее время УВД Магаданской области силами Отделения по делам миграции проводит проверку и переоформление подтверждений на право трудовой деятельности всех китайских граждан, находящихся в Магадане, на соответствие их деятельности имеющимся разрешениям. По результатам данной проверки во многих случаях упорядочены (сокращены) сроки их пребывания на территории области, установлен контроль за соответствием привлечения граждан КНР по специальностям, разрешенным Федеральной миграционной службой России.
В целях повышения эффективности контроля за миграцией населения, активного противодействия негативным тенденциям в развитии миграционной обстановки в Магадане и области, создания благоприятных условий социально-экономического развития, предупреждения и предотвращения неконтролируемой и незаконной миграции, в связи с реализацией комплекса мер по усилению борьбы с незаконной миграцией, в том числе предусматривающих создание единой системы иммиграционного контроля, с вступлением в силу с 1 ноября 2002 г. Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Отделением по делам миграции УВД разработаны и направлены на согласование в МВД России проекты создания в области поста иммиграционного контроля (пос. Сокол), а также иммиграционной инспекции, которые успешно работают в других регионах страны.
Основные задачи, стоящие перед постом иммиграционного контроля и иммиграционной инспекцией:
l осуществление иммиграционного контроля в отношении всех категорий иностранных граждан и лиц без гражданства при въезде в Магаданскую область и выезде из Магаданской области в аэропорту пос. Сокол, их учет;
l проверка документов всех категорий иностранных граждан и лиц без гражданства с целью уточнения основания и правомерности их въезда в Российскую Федерацию (Магаданскую область), проставление в миграционных картах необходимых контрольных отметок;
l проверка соответствия фактических целей пребывания иностранцев в регионе заявленным в разрешительных документах;
l депортация иностранных граждан и лиц без гражданства в установленных законом случаях.
В заключение следует отметить тот факт, что новый Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" значительно усложняет процедуру оформления разрешения на право привлечения и использования иностранной рабочей силы. Резко возрастает государственная пошлина за оформление — 3000 рублей (до этого было 100 рублей) за каждого привлекаемого иностранного работника. Кроме того, за выдачу разрешения на право работы сам иностранец должен уплатить 1000 рублей. Впервые предусмотрено внесение работодателем залоговой суммы для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации на соответствующий счет федерального органа исполнительной власти.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появилась статья (18.10 ч.1, ч.2), предусматривающая ответственность за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, а статьей 34 указанного выше закона установлен порядок административного выдворения иностранного гражданина. Для получения единой действенной системы миграционного контроля на территории области необходима заинтересованность и взаимодействие всех служб и подразделений ОВД области, а также участие в реализации миграционной политики государства других правоохранительных и контролирующих органов (УФСБ, Магаданской таможни, Управления Министерства по налогам и сборам, Государственной инспекции труда) и администрации области.
Наталья ГАЛЫШИН, начальник Отделения по делам миграции УВД Магаданской области, майор внутренней службы.
Магаданская правда
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.