Век Просвещения любил аллегории, умел иносказаниями поведать о личности и истории, так что потомкам приходится разгадывать произведения искусства как древние тайнописи.
«Портрет Екатерины II» работы Дмитрия Левицкого равнозначен криптографии. Разгадать смысл условных знаков смогли искусствоведы Художественного музея.
В этом парадном портрете Екатерина представлена в роли, которая ей нравилась более других: мудрая царица, воительница, гражданин, заботящийся о своей стране.
Есть версия, что Екатерина Левицкому не позировала. Императрице не было необходимости часами стоять перед художником, когда портретист мог ловко выйти из положения и без оригинала. Лицо и голова царицы писались с более ранних портретов (а потомки разгадывали секрет ее молодости!), фигуру живописец рисовал с натурщицы, облаченной в одежду царицы.
Поскольку Россия только что присоединила Крым к России в войне с Турцией, в картине все говорит о триумфе страны и ее государыни. Екатерина в честь этого события явилась в необычном театрализованном наряде. Ее голову венчает не корона, а лавровый венок. Она в воинских латах, в руках не скипетр — символ государственной власти — и даже не дамский веер, а меч. Меч, увитый лавровой ветвью, коим награждают лишь победителей. Им царица указывает вниз — враг повержен.
По явно различимому вдали минарету несложно догадаться, что этим врагом была мусульманская Турция. От пожарищ войны остался лишь дым, и теперь торжествует мир, который символизирует яркая радуга. За плечом Екатерины шлем Афины Паллады — богини-воительницы, у ног — поверженные знамена. Сама царица — с Георгиевским орденом, наградой за воинские подвиги.
Екатерине II портрет явно пришелся по душе. Она попросила художника сделать уменьшенную копию и отправила ее в подарок мальтийским рыцарям. Для современников российской царицы, умеющих читать аллегорический язык знаков, это полотно могло означать русское «Знай наших!».
Уменьшенный вариант портрета и ныне хранится в знаменитом Мальтийском дворце. В Европе картина побывала единственный раз — в 50-е годы она была привезена на Лондонскую выставку.
Большая картина «Портрет Екатерины II» (ее размеры 2х3 метра), прежде чем попасть в Ульяновский музей, успела вызволить из забвения своего автора — Дмитрия Левицкого. В XIX веке художники эпохи Просвещения — Рокотов, Боровиковский, Левицкий — были почти забыты. Реанимированы их имена были благодаря Сергею Дягилеву и художникам объединения «Мир искусства», собравшим работы этих и других художников на знаменитую Таврическую выставку, состоявшуюся в 1905 году.
После большевистской революции «Екатерина» была национализирована из загородного имения князей Барятинских в Курской губернии. Комиссары при всей ненависти к царям, видимо, понимали ценность портрета Екатерины Великой, не сожгли. В 1922 году картина демонстрировалась в Москве на юбилейной выставке, посвященной 100-летию со дня смерти Дмитрия Левицкого. А спустя четыре года Государственный музейный фонд национализированные произведения искусства рассылал по музем всей страны. Так «Екатерина II» обрела свой новый дворец — Ульяновский художественный музей.
Ульяновск
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.