Пять лет назад в Татарстане издали Красную книгу. Шума, помнится, по этому поводу было немало. Оно и понятно: Красная книга — дело нужное, полезное. Каждый интеллигентный человек (а по большому счету — каждый гражданин!) обязан знать, где и какие у нас есть животные и растения, которым нужна особая забота.
Вот только несколько доказательств необходимости Красной книги. До появления человека один вид животных вымирал за сто лет. В период с 1600 по 1950 год один вид вымирал уже за десять лет, то есть темпы вымирания возросли в десять раз. А сейчас мы теряем по одному виду в год. Растения и вовсе катастрофически вымирают — один вид в... час! Под угрозой исчезновения находятся 53 процента всех видов рыб, 54 процента видов рептилий, 40 процентов видов млекопитающих, 40 процентов видов птиц и 21 процент видов европейских высших растений. Так что биологическое разнообразие планеты под реальной угрозой.
Но книгу издать — полдела. Надо ведь еще и исследовательскую работу вести, изучать животный и растительный мир. Потому что со временем некоторые виды могут стать кандидатами на занесение в Красную книгу, а другим, напротив, повезет: за счет увеличения численности они окажутся вне угрозы исчезновения.
Но в нашей Красной книге, как оказалось, есть белые пятна. Основные выявленные места обитания представителей редких видов — это окрестности крупных промышленных городов — Казани, Зеленодольска, Набережных Челнов. А вот в более благополучных в экологическом плане районах, таких, как Актанышский, Муслюмовский, Сармановский, редкие виды встречаются гораздо реже или не встречаются вовсе. Казалось бы, парадокс? Вовсе нет. Просто на исследование отдельных территорий нет денег (даже на бензин и командировочные). Вот и получается, что редкие виды прямо-таки самоубийцы — все стремятся поближе к городам с максимальной антропогенной и техногенной нагрузкой.
Возможно, дело еще и в недостаточно активной работе специалистов. В Минэкологии существуют информационные карточки. Всякий неравнодушный человек, даже просто прогулявшись по лесу и заметив краснокнижное растение или животное, заполняет эту карточку: указывает, где, кого и когда он видел. А на основе полученной информации в министерстве делают выводы. Так вот, за четыре года в министерство поступило всего 510 карточек, где подтверждаются старые и устанавливаются новые места обитания указанных видов растений и животных (312 по растениям и 184 по животным). Однако этого, как вы понимаете, крайне недостаточно для составления полной картины!
За все четыре года ведения Красной книги Татарстана, скажем, от сотрудников Института экологии природных систем АНТ, преподавателей и научных сотрудников Казанского государственного педагогического университета не поступило ни одной карточки. Казанский государственный университет предоставил 34 информационные карточки, при этом только три из них заполнены преподавателями. В основном отличились студенты и аспиранты. И это при том, что научные сотрудники и преподаватели были основными авторами книги. А вот работники Волжско-Камского заповедника и Национального парка «Нижняя Кама» вообще не прислали ни одной карточки.
Зато благодаря активной работе Управления по охране, контролю и рациональному использованию охотничьих животных РТ по расселению и восстановлению численности сурка европейского последнего можно уже выносить из «обитателей» Красной книги. Этих симпатичных зверюшек теперь в Татарстане более двадцати тысяч. Поголовье сурка полностью восстановлено в Азнакаевском, Лениногорском, Альметьевском районах, а во многих других районах Татарстана активно формируются его локальные популяции. Причем, утверждают, настолько активно, что сурки начинают наносить заметный вред сельскому хозяйству. Так что теперь будут выдаваться именные разовые охотничьи лицензии на этого зверя. Правда, отстреливать пока планируется не более пяти процентов от общей численности сурков.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.