Проблемам альтернативной гражданской службы был посвящен «круглый стол», состоявшийся вчера в зале областной Торгово-промышленной палаты.
Организатором этого мероприятия стала ульяновская общественная организация «Гарантия», одной из задач которой является решение проблемы правовой защиты призывников и военнослужащих. Для участия в «круглом столе» был приглашен член Московской Хельсинской Группы, председатель Общероссийского движения против насилия Сергей Сорокин. Сорокин уже более десятка лет активно выступает за принятие в России закона об альтернативной службе. Как известно, наша страна в 1993 году присоединилась к резолюции ООН об отказе от военной службы по убеждениям. Возможность служить альтернативно предоставляется и статьей 59-й Конституции РФ. Однако на практике эта возможность не реализуется из-за отсутствия соответствующего закона. Сейчас Думе представлены три варианта этого закона. Законодатели ждут, когда правительство подготовит свой, то есть четвертый, вариант, а оно тем временем не торопится и шлет свои отзывы на уже представленные проекты. Позицию правительства по этому вопросу очень ярко характеризует такой факт: с предложенной в одном из проектов возможностью тем гражданам, кто проходит альтернативную службу, одновременно учиться, Валентина Матвиенко категорически не согласилась.
И это вместо ожидаемого от правительства встречного предложения предоставить такую возможность также и солдатам срочной службы. «Видимо, умные солдаты стране не нужны, — считает Сергей Сорокин. — По мнению правительства, «тяготы» службы должны быть действительно тягостными и никаких послаблений здесь не предусмотрено».
Участниками «круглого стола» были представители местного руководства — Законодательного Собрания, областной администрации, мэрии, военного комиссариата, УВД, Управления юстиции, общественных организаций. Большинство из них высказывалось в поддержку альтернативной службы, однако поддержка эта была с оговоркой «да, но...» «Люди, находящиеся у власти, еще не готовы понять и принять это обеспеченное Конституцией право», — подвел итог встречи Сорокин. В качестве одного из аргументов «против» была высказана проблема финансового обеспечения военной реформы. Но, по мнению московского гостя, эти меры гораздо дешевле, чем ежегодные расходы на армейский призыв в размере 100 млн рублей. Сегодня государством тратятся огромные деньги на розыск «отказников», отправку их в Вооруженные силы, проживание и питание. А так как проходящие альтернативную службу живут дома, расходы сильно сокращаются, зато в больницах и других социальных учреждениях замещаются малооплачиваемые и хронически вакантные должности, например, санитаров. Жаль, что местные власти не могут этого понять и использовать в своих интересах. Правда, так происходит не везде. В Нижнем Новгороде после большого количества обращений граждан к мэру и многочисленных судебных процессов принято решение о проведении в городе эксперимента по созданию механизма альтернативной службы. Там справедливо посчитали, что отсутствие закона, регламентирующего право на альтернативную службу, это проблема не призывника, а государства. В нижегородской мэрии создан штаб по разработке соответствующих нормативных документов, и уже девять призывников заключили контракты и работают санитарами в одной из городских больниц.
Несостоятельным Сорокин назвал и обвинение в том, что после принятия закона об альтернативной службе служить в армии будет попросту некому: «Армия сейчас гипертрофированно большая. 800 тысяч призывников — такое количество излишне. Даже если оно сократится в 10 раз, ничего страшного не произойдет. В современных условиях важна не численность армии, а ее качественные характеристики. В такой большой стране, как Бразилия, где количество населения в два раза больше, чем в России, армия составляет всего 150 тысяч человек».
Задачу добиваться для себя прохождения альтернативной службы поставил 22-летний ульяновец Тимофей Прокопович. Во время последнего осеннего призыва в местные комиссариаты поступило 10 заявлений с просьбой предоставить возможность служить альтернативно. Все они были отклонены. Тимофей — единственный из десяти — обжаловал отказ в Ленинском суде. Суд не удовлетворил иск Прокоповича. Призывник намерен обжаловать это решение и идти до конца.
По словам Сорокина, сейчас в России нет ни одного «отказника», которого за уклонение от службы подвергли бы уголовному наказанию. Прокуратура, военные знают, что преследование желающего служить альтернативно противоречит Конституции и может быть оспорено. Так что тем, кому убеждения не позволяют взять в руки оружие, ждать закона об альтернативной службе не нужно, тем более вероятность его скорого принятия слишком мала.
Нелли Пискунова
Ульяновск
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.