Увы, операции с недвижимостью часто бывают чреваты неприятными последствиями. Как только вы задумали продать, купить или обменять квартиру, тут же попадаете в группу риска — рискуете быть нагло обманутыми и жестоко «кинутыми». А, оставшись без денег и без квартиры, попробуйте что-нибудь кому-нибудь доказать...
История двух казанских пенсионерок — печальное подтверждение тому, что на рынке недвижимости царит полный беспредел. Женщинам старой закалки и честных правил не могло и в страшном сне присниться, что их обманет юрист из юридической консультации. Ведь юрист — это звучит как-то... гордо?! Но юрист «кинул» пенсионерок и при этом не поморщился.
...Имя Зинаиды Бурлуцкой золотыми буквами вписано в историю казанского моторостроительного. Почти полвека она руководила строительным цехом КМПО, под ее началом были построены десятки многоэтажек и объектов соцкультбыта. Заслуженный строитель ТАССР, депутат множества созывов.
— И чтобы под конец жизни со мной такое?! Чтобы лишиться собственного угла, крыши над головой? — сокрушается Зинаида Васильевна, которой сейчас 85 лет.
А началось все с того, что Бурлуцкая затеяла размен своей трехкомнатной квартиры. По банальным обстоятельствам: внук женился, потом развелся и его бывшая жена потребовала свою долю жилья. Дали объявление о размене на двух- и однокомнатную. Долго искали подходящие варианты, но они все не находились.
В это же время другая пенсионерка, Зулейха Ахмадуллина, искала вариант покупки трехкомнатной квартиры (решили со взрослыми детьми улучшить жилищные условия, накопили денег). Вариант тоже долго не находился. В общем, пенсионерки Бурлуцкая и Ахмадуллина встретились. И Ахмадуллина предложила Бурлуцкой купить для ее семьи нужные квартиры, а взамен получить их трехкомнатную. Бурлуцкая согласилась. Ведь жизнь уже доказала обеим женщинам, что в результате одной простой операции с недвижимостью трудно приобрести нужное жилье: то район не тот, то этаж, то метраж. Вот пенсионерки и отважились на сложную операцию, тем более что друг другу они доверяли.
Но если с покупкой однокомнатной квартиры все прошло удачно (Ахмадуллина ее купила, и бывшая сноха Бурлуцкой там уже живет), то с покупкой двухкомнатной вышла большая незадача. Купить-то ее Ахмадуллина купила, да только квартиру ту уже продали вторично. Пенсионерки же остались на бобах. Ахмадуллина в результате произведенных сделок права на трехкомнатную Бурлуцкой таки получила, но уже больше года не может туда въехать. Ведь Бурлуцкой-то с внуком переезжать некуда! О том, чтобы выкинуть их из квартиры на улицу, Ахмадуллина даже думать не хочет — не тех опять же правил. Вместо этого 64-летняя женщина пытается доказать свою правоту в суде...
Что ж, случаи, когда предприимчивые дельцы продают одну квартиру дважды и даже трижды, — вполне «классические». Но чтобы сии пакостные операции совершали сотрудники юридических консультаций, да прямо на своих рабочих юридических местах...
Так как же все было? Увидев желанное объявление в газете о продаже двухкомнатной на улице Ленинградской, Ахмадуллина позвонила. Трубку взяла риэлтер, что неудивительно: рынок недвижимости кишит посредниками. Продавцом же квартиры выступил Александр Серебряков — адвокат, который действовал от имени хозяйки квартиры на основании доверенности. И... в июне прошлого года сделка между Серебряковым и Ахмадуллиной состоялась. Юрист получил от пенсионерки 6 тысяч долларов. Риэлтер же получила от нее свои кровные 300 баксов за услуги еще раньше. Договор купли-продажи оформили в юрконсультации, по месту работы Серебрякова. При этом он, кстати, посоветовал пенсионерке указать в договоре в два раза заниженную стоимость жилья: сэкономишь, дескать, на уплате госпошлины. Та и указала, почему бы не послушать юриста?
Следующая стадия. Договор купли-продажи еще не зарегистрирован в регистрационной палате, а Серебряков уже предлагает Ахмадуллиной его расторгнуть, чтобы переоформить квартиру сразу на Бурлуцкую, ведь она же в конечном итоге должна стать хозяйкой двухкомнатной. Ахмадуллина снова соглашается, ведь юрист плохого не посоветует.
Договор расторгли. А вот подписывать новый договор, с Бурлуцкой, Серебряков уже отказался. Хотя... Обе пенсионерки уверяют, что Серебряков подписал данный документ. Да только нотариус юридической консультации почему-то им его сразу не отдал (Ахмадуллина же получила документ на трехкомнатную квартиру Бурлуцкой сразу, обе сделки заключались в один день). Нотариус попросил прийти за документами на двухкомнатную через несколько дней. А когда пришли, нотариус сообщил, что Серебряков не подписывал договор с Бурлуцкой и делать этого не собирается. А потому, дескать, нет вам никаких документов на двухкомнатную квартиру по улице Ленинградской. Пенсионерки так и ахнули.
Спустя некоторое время они ахнули еще сильнее, когда узнали, что квартира по улице Ленинградской (уже отремонтированная силами Бурлуцкой) продана вторично. И новая сделка заверена в той же юрконсультации. Тут-то пенсионерок и осенило, что они попали в обмолот к целой группе хитрых товарищей. Хотя с самого начала женщинам показалось несколько странным, что продаваемая квартира находится в одном доме с юрконсультацией. Странным было и то, что риэлтер, оказавшая услуги Ахмадуллиной, куда-то потерялась, как только у пенсионерок начались трения с Серебряковым. Странно, почему нотариус не отдал сразу подписанные сторонами документы и не предупредил Ахмадуллину о возможных последствиях в случае расторжения ею договора купли-продажи. Странно, что в то время, когда юридической хозяйкой квартиры была одна гражданка, другая гражданка (сотрудница той же юрконсультации!) вдруг объявила пенсионеркам, что настоящая хозяйка квартиры — она. Поневоле возникает вопрос: а кто был хозяином этой злополучной квартирки лет этак пять назад? И где теперь эти хозяева?.. Извиняюсь, конечно, но дурные мысли поневоле приходят. Так или иначе, историю квартиры неплохо бы проверить.
...Суд по делу пенсионерок был, и не один. Сначала, в феврале этого года, по результатам уголовного дела судили Серебрякова. Авиастроительный райсуд признал юриста виновным по статье «Мошенничество» и приговорил к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима (Серебряков тут же ударился в бега и находится в розыске по сей день). Затем Авиастроительный суд решил признать недействительным соглашение о расторжении договора купли-продажи между Серебряковым и Ахмадуллиной и, соответственно, договор о вторичной купле-продаже квартиры другому покупателю. Но... вторичная покупательница обжаловала это решение в Верховный суд: ничего, дескать, ни о каких перипетиях не знаю и являюсь добросовестным покупателем (и профессиональным риэлтером. — Авт.). Верховный суд внял этим доводам и решил, что добросовестный покупатель не должен страдать, а пенсионерка Ахмадуллина должна была думать, когда договор расторгала. В общем, конца этому спору пока не видать. Но пенсионеркам сдается, что в результате они все же останутся на больших бобах. Ведь каждое новое судебное решение устраивает пожилых женщин все меньше. Им даже кажется, что юрист Александр Серебряков, находясь на свободе, каким-то образом участвует в судебных решениях и при этом нагло смеется. Ведь перед тем как удариться в бега, юрист... гарантировал пенсионеркам, что квартиры на Ленинградской им не видать как своих ушей. Денег, уплаченных за квартиру, с юриста тоже не стребуешь — в бегах же он.
Ольга Мачнева
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.