В Дмитриевскую родительскую субботу, 3 ноября, когда православные традиционно посещают могилы близких, на мемориальное кладбище Саранска явилась группа молчаливых молодых людей. Старушки, пришедшие помянуть родню, сначала с опаской косились на необычных соседей, подозревая в них шпану.
А парни взяли в руки... метлы и стали убирать палую листву с братской могилы советских воинов, умерших от ран в саранских госпиталях во время Великой Отечественной войны. Единственная в команде девушка стирала пыль с мраморных надгробий.
Вскоре к молодежи стали подходить другие посетители кладбища. «Спасибо вам, ребята», — говорили они. А некоторые с подозрением интересовались: «Кто вас сюда направил?» «Никто, — отвечали парни, вычесывая из травы последние желтые листья, — мы добровольцы».
«Это же предки наши лежат! — заявил обычный саранский парень Ильдар Фейсханов. — Пусть и не мои лично, но все равно — наши. Они погибали за то, чтобы мы жили счастливо. А что сделали мы? Просто забыли о них. Так нельзя. Мой дед тоже был на войне, вернулся весь израненный... Брат сейчас служит в армии. Он хотел, чтобы его отправили в Чечню, но командование оставило его передавать опыт новобранцам. Я тоже собираюсь служить в армии».
Дмитриевскую субботу православная церковь стала отмечать более 600 лет назад как день памяти русских воинов, погибших в Куликовской битве. Она получила название по имени св. князя Дмитрия Донского — полководца, возглавившего борьбу за освобождение отечества от иноземных захватчиков.
Смахнув пыль с очередного надгробия, в разговор вступает Мария Короткова: «Сегодня люди слишком многое делают только для себя. Я пришла сюда потому, что захотела сделать что-то для других. Вот, пожалуй, и все, что мной движет».
К сожалению, в Саранске есть и совсем другая молодежь. Для нее надгробия на солдатских могилах просто отполированные камни, на которых удобно выводить надписи и узоры. На одной плите неизвестный «художник» нацарапал эмблему «Динамо», на другой — нечто вроде подписи. Кое-где на могильном дерне чернеют окурки, вдавленные подошвой.
Сотрудница Пушкинской библиотеки Татьяна Сафонова часто приходит к Вечному огню, но впервые видит, чтобы молодежь ухаживала за солдатской могилой. Убедившись, что ребята делают нужное дело, причем совершенно бескорыстно, женщина поделилась с ними домашними пирожками и рассказала о своем отце — участнике обороны Ленинграда.
«Отец ушел на фронт настоящим деревенским богатырем, — вспоминает Татьяна Сафонова. — Когда его привезли на телеге домой, никто из родни не узнал солдата — так он исхудал. Когда к Ленинграду рвались немецкие танки, их можно было остановить только надолбами и «ежами». Но специальной техники в войсках не было. Для того чтобы вручную ворочать эту тяжесть, из всех войсковых частей собирали именно таких богатырей, каким был мой отец... Вернувшись домой, он постепенно пошел на поправку. Даже несмотря на то, что одна рука бездействовала, косил сено. Отец похоронен не здесь, а в родной деревне, но я все равно прихожу на это кладбище, чтобы почтить память его и всех тех, кто не вернулся с войны».
Саранск
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.