Возмещения не только материального, но и морального ущерба намерены добиваться от «Татфлота» пассажиры теплохода «Константин Циолковский». Вернувшиеся в Казань туристы побывали в нашей редакции, чтобы рассказать, как все было...
А было, как нетрудно догадаться, гораздо хуже, чем гласила официальная информация. К примеру, выяснилось, что члены экипажа Роман Лизалин и Юрий Аллашеевский пострадали при пожаре не «незначительно», а очень серьезно. Оба они попали в реанимационное отделение ожогового центра и до сих пор еще не выписаны из больницы.
Кроме того, члены команды лишились в результате ЧП вещей и остались буквально голы-босы. Дело в том, что в навигацию (с июня по октябрь) члены экипажа практически живут на судне, так что «все свое» они имели с собой. И теперь это все утонуло — каюты экипажа располагались в трюме и на главной палубе.
Что же касается туристов...
Каюта семьи Хуснутдиновых тоже была в трюме. «В отпуске не были пять лет, а дальше трюма не накопили», — говорит мать семейства Ирина. Она с ходу опровергла информацию о том, что 12 июля, когда на «Циолковском» случился пожар, никого из туристов на борту не было. Были на теплоходе люди! Несколько десятков человек, в том числе и Хуснутдиновы. Когда услышали взрыв и увидели, как повалил дым, кто за кошелек схватился, а Ирина с мужем побежали на палубу искать детей — 5-летнюю дочку и 14-летнего сына. Нашли, слава Богу, быстро. И сразу, в чем были (Ирина даже обуться не успела) — с теплохода.
— На улице у одной женщины случилась истерика. У нее в каюте муж спал, а ее на теплоход уже не пускали. Нашли ее мужа, разбудили, — рассказывает Ирина.
По словам туристки, тушить теплоход долго не начинали — сначала «Циолковский» отодвигали от другого теплохода, потом пожарные все-таки приехали и решили тушить теплоход не пеной, а водой. Заливаемый водой, он стал тонуть на глазах у туристов. К ночи закончили тушить пожар. Туристов накормили и разместили на ночевку.
На следующий день начался вынос вещей пассажиров с полузатопленного «Циолковского». Повезло тем, у кого были «люксы» и «полулюксы», их вещи не пострадали. Ирине же оставалось выловить из воды чьи-то всплывшие тапочки, чтобы наконец обуться. Таких, как Хуснутдиновы, набралось около 50 человек.
После долгих уговоров и препирательств с представителями «Татфлота» большинство пассажиров все-таки согласилось отправиться домой на теплоходе «Родина» без вещей, денег и документов. Но 16 человек остались в городе на Неве ждать, когда их добро извлекут из затопленных кают. Хуснутдиновы отправили на «Родине» старшего сына, привязав к ногам веревочками порвавшиеся в суматохе сланцы.
— Нас, 16 оставшихся, разместили в гостинице. Представители «Татфлота» дали нам по 300 рублей на человека. Из-за того, что не было теплой одежды, дочка заболела тяжелой ангиной. Все деньги ушли на лекарства. Потом женщин и детей уговорили ехать в Казань на поезде. Из рук представителя «Татфлота» я получила билеты. В вагоне поезда начался скандал с проводником — оказалось, что билет у меня детский. Хорошо, что один сердобольный мужчина купил своему ребенку взрослый билет, и мы поменялись.
Пока ехали в поезде, ничего не ели — денег не было. А в Казани Ирине пришлось звать на помощь соседей, чтобы выломать дверь собственной квартиры: ключи утонули. Отпуск тем временем закончился — завтра Ирине на работу.
Ну а что же было с теми туристами «Циолковского», которые поплыли в Казань на теплоходе «Родина»? Тем, у которых все утонуло, представители «Татфлота» выдали по 100 рублей. На них туристы купили мыло, зубную пасту и водички. Купили, рассказывают, с трудом. Потому что когда «родинцев» водили на остановках на экскурсии, «циолковцев» почему-то с теплохода не выпускали. Ну и кормили похуже. И уж совсем издевательски прозвучало объявление перед прибытием в Ярославль: пассажиры с теплохода «Константин Циолковский», купите в городе необходимые лекарства, водичку и не забудьте теплые вещи. А то, дескать, дорога на автобусах предстоит дальняя... На что купить? Где они, теплые вещи?
— Тем временем четыре автобуса, ожидающие нас, успели раскалиться почти докрасна. И прежде чем отправиться, мы просидели в автобусах больше часа. Вспотели все так, что выжимали майки, — рассказывает туристка Светлана Ермакова.
Однако все это материальные и физические стороны дела. Есть еще и морально-психологическая. Стоит ли говорить о том, что после случившегося «циолковцы» элементарно боялись плыть на «Родине» — вдруг сгорим или утонем?!
...Как сообщил нам зам. гендиректора «Татфлота» по персоналу и безопасности плавания Александр Власенко, членам экипажа теплохода «Константин Циолковский» ущерб будет компенсирован полностью. Власенко заверил, что «Татфлот» позаботился об обеспечении необходимого лечения членов команды, которые оказались в больнице.
Туристам же, по словам Власенко, возместят тот ущерб, что «в рамках закона». А именно: пассажиры могут уверенно претендовать на возврат денег за непройденное судном расстояние. Власенко говорит, что это расстояние — от Ярославля до Казани. С возмещением же ущерба за утраченные вещи сложнее. Этот вопрос в «Татфлоте» еще окончательно не решили. Но, видимо, будут возмещать ущерб за вещи, которые не подлежат восстановлению.
Надо сказать, туристы оценили материальный ущерб в немалые суммы — заявления написаны на десятки тысяч рублей. Понятно, что спор между «Татфлотом» и туристами выйдет нешуточный. Стороны будут, соответственно, доказывать незначительность и значительность материального ущерба. Но сначала нужно поднять «Циолковский» и пригнать его в Казань...
А вообще у нас и благодарности от пассажиров есть, с гордостью сообщили нам в «Татфлоте». Выяснилось, что туристам из Ижевска очень понравилось, как на «Циолковском» кормили, не в пример «Родине». За это и поблагодарили.
Ольга Мачнева
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.