Утром 21 мая, выйдя на улицу, я застыл в оцепенении. Быть не может! Никто из прохожих не поет “Never Let You Go”, никто не орет во всю мощь своих легких “Дима – ты лучший!”.
А ведь накануне в Афинах достойнейший из достойных представителей российской попсы, уроженец Карачаево-Черкесии Дима Билан почти покорил музыкальный олимп “Евровидения-2006”. Для победы над монстрами финского хард-рока не хватило 44-х очков.
О “конкурсе всеевропейского музыкального отстоя”, как выразился о “Евровидении” один их наших сограждан, написано и сказано немало. Казалось бы, нет смысла повторяться, если бы не постоянное нытье российских СМИ по поводу невезения, засуживания, непонимания, субъективизма, а то и просто вражеских происков по отношению к Киркорову и Пугачевой, Алсу и “Тату”, а теперь вот к Билану.
Попробуем не уподобляться грибоедовскому Скалозубу с его методами антикультурной борьбы и разобраться в проблеме спокойно, без эмоций. Начнем с того, что отрицать сам факт существования, так называемого, конкурса “Евровидения” бессмысленно. Бессмысленно по той простой причине, что история его продолжается вот уже более 50 лет.
Никто не будет отрицать и того бесспорного факта, что за все эти годы “Евровидение” выдало на-гора лишь одного исполнителя мирового уровня – шведский квартет “АББА”. Сравнивать шведов с победителями всех последних конкурсов, не говоря уже о представителях России, просто некорректно. Все они, как принято сейчас говорить, рядом не стояли со скандинавами, включая российскую Примадонну и ее бывшего супруга. Зададимся вопросом, кому и для чего нужно “Евровидение”, а главное – зачем оно понадобилось нам?
Еще в 1950 году организаторы конкурса заявили, что основная цель – создать стимул к написанию оригинальных и качественных песен в области популярной музыки. Они были уверены: “Евровидение” станет одним из тех событий, на котором будет решаться престиж страны, а на исполнителя, представляющего своё государство, будет возлагаться огромная ответственность. Итак, как мы видим, речь в первую голову идет о качественной песне, которую можно слушать или слышать. Само же название конкурса уже предполагает не слышать, а видеть – отсюда и все проблемы, которые каждый исполнитель должен решать сам, а точнее с теми, кто за ним стоит и платит за него неплохие деньги.
Если в 60-70-х на “Евровидении” еще можно было услышать песни, то нынче их можно только увидеть. Мелодию и вокал заменили элементы шоу, клоунады и фиглярства. В связи с этим еще неизвестно, что более запомнилось зрителям в Афинах – песня в исполнении Димы Билана или покорение им вершины белоснежного рояля и уж тем более балерина, “выплывающая” из чрева музыкального инструмента. Так что, причем тут финны, которые отработали в присущем их музыкальному стилю имидже?
Что же касается вокальных данных участников конкурса, то с этим дело обстоит напряженно. На нынешнем “Евровидении”, пожалуй, и отметить-то некого. Год назад в Киеве одно уникальное явление в области вокала все же случилось. Вот, как вспоминает это событие Александр Градский:
- Вышла страшная, толстая тетка, открыла рот, запела, как богиня, и получила вторую премию, несмотря на то, что Мальту никто не поддерживает, она ни с кем, ни в каких политических контактах не находится. Эта певица не гречанка, за которую голосуют и болгары, и румыны, и Кипр, и еще кто-то. Она не стала первой, потому что конкурс действительно политический. Но Россия ей дала 12 очков. Значит, как нашу публику ни дурят, все равно отдают первое место тем, кто умеет хорошо петь. И не только под “фанеру”.
Певица с Мальты действительно спела на юбилейном, 50-м конкурсе бесподобно. Ни ее впечатляющие габариты, ни отсутствие элементов шоу не смогли поколебать порядочность и честность тех, кто еще хоть что-то понимает в настоящей музыке. Увы, в Афинах ничего подобного не было и в помине. Россиянин Дима Билан, заняв второе место, с таким же успехом мог стать десятым или тринадцатым, если бы не солидарность с бывшими советскими республиками, которые в ходе голосования регулярно “подкармливают” высокими баллами друг друга. “Евровидение” давно превратилось в фарс, а если уж говорить о нем как о конкурсе, то только политическом, но никак не музыкальном. Уверен, многие могли бы подписаться под словами того же Градского:
- Я бы отправил само “Евровидение” далеко-далеко. Потому что этот конкурс больше политический, чем музыкальный.
Так нужен ли подобный конкурс великой России, от которого, к слову, давно открестилась такая песенная держава как Италия? Можно с уверенностью ответитьна это отрицательно. Думается, стоит в связи с этим прислушаться к мнению авторитетного музыкального критика Артемия Троицкого:
- Конкурс “Евровидение” ни имеет никакого отношения к музыкальному бизнесу, к новейшим тенденциям в поп-музыке. Наш “Первый канал”, которому, конечно, нужны рейтинги, создал у народа нездоровую иллюзию того, что от этого конкурса что-то зависит, и там надо побеждать. “Евровидение” - старомодный европейский курьез, никто из его победителей последних 30 лет не становился большой звездой, не возглавлял какие-то особые хит-парады, не продавал пластинок. В 1974 году конкурс “Евровидение” прославил группу “АББА”, но с тех пор он не прославил больше никого.
Никакого значения “Евровидение” для продвижения наших артистов не имеет, он гораздо ближе к спорту или политике, нежели к шоу-бизнесу . Голосование идет по принципу: греки за киприотов, киприоты за греков, украинцы за русских, русские за украинцев, это сугубо спортивная, патриотическая вещь. Самое смешное то, что страны важные и серьезные в этом конкурсе или не участвуют вообще, как, например, Италия, или участвуют силами студенческой самодеятельности, как Англия, Франция, Германия. Иногда на “Евровидении” выступают телеведущие или политики, в Европе вообще к нему относятся иронично. Хотя у “Евровидения” есть и вполне положительные аспекты. Это хорошо для многих маленьких стран типа Мальты, Эстонии, Кипра, Латвии, Люксембурга, Исландии, и других. Для них “Евровидение” - шанс хоть как-то дать понять остальной Европе, что есть такие страны. Поскольку у России несколько иной статус, то нам бросать все силы на это и биться с Мальтой и Эстонией просто комично.
Вот такое утверждение человека, который в мире музыки известен не первый год и к мнению которого всегда не зазорно было прислушаться. Так стоит ли всерьез воспринимать конкурс, где классный вокал и отменная песня стали редчайшим явлением, где звездами чувствуют себя наши юные “фабриканты”, толком еще не познавшие истинной музыки? Пусть каждый решает сам, и упаси Боже, кому-либо говорить за нас, за всех россиян, как это ежегодно делает на “Первом канале” ангажированная публика под пристальным вниманием и чутким руководством Андрея Малахова.
Помнится, еще в прошлом году ведущий “Пусть говорят” прямо в студии громогласно заявил: “Я народ! И от моего звонка будет зависеть, какой исполнитель поедет на “Евровидение”. На место его поставил приглашенный туда же Александр Градский: “Ты не народ. Для того чтобы быть народом, тебе надо прекратить торчать на ТВ и поехать на макаронную фабрику”. Малахов тогда стушевался и попытался предъявить Градскому в качестве народа зрителей, сидящих в студии: “Это народ. Они будут голосовать”. Композитор и певец в истинном значении этого слова жестко оградил россиян от тех, кто был приглашен Малаховым: “Это не народ. Это твоя аудитория, потому что ты ее сюда позвал”.
В нынешнем году фарс повторился. В студии вновь были знакомые все лица: Жириновский, Митрофанов, Кушанашвили, Долина… В очередной раз все дружно ругали тех, кто не отдал свои голоса Билану и признавались в любви к тем, кто одарил нашего исполнителя высокими баллами. Словом, все как всегда: “Дима – ты лучший!”, “Дима – чемпион!” и “Россия с тобой!”. Не знаю как Россия, частью которой я тоже являюсь, но с уроженцем города Усть-Джегута в тот момент не был, да и желания такого не возникало, ибо цирковых представлений достаточно насмотрелся еще в детстве. Запомнилась, правда, одна фраза, сказанная Димой: “Нам так часто не хватает адреналина, который можно получить на таких конкурсах”.
Признаюсь, в этот момент мне стало жалко Билана, который в поисках острых ощущений вынужден ехать в Грецию, где, как известно, все есть. Вот только невдомек парню, что адреналина у него и на Родине с избытком. Чуть ли не ежедневно его изрядную дозу получают миллионы россиян, которых постоянно обманывают, грабят и ставят на грань выживания. Им бы свести концы с концами, а их призывают поддержать хорошего русского парня Диму Билана на каком-то “Евровидении”.
Ей Богу, не хочется верить, что в разные годы моя страна хоть в какой-то мере убивалась по поводу третьего места “Тату” или второго - Алсу. Если это так, то становится страшно жить в России, где люди болеют Биланом. Тогда остается в очередной раз поставить любимых и родных до слез “битлов”, чтобы вновь услышать и убедиться в очевидном для меня: “Nothing’s Gonna Change My World” - “Ничто не изменит мой мир”.
Александр Галин
Читайте также: РОССИЙСКИЕ ОКРУГА
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.