Недофинансирование образование теперь будет означать "недообучение"

4 октября Московская городская Дума приняла за основу во втором чтении проект Закона "О развитии образования в городе Москве". Работа над законопроектом, в которой приняли участие специалисты из столичного Комитета образования и депутаты городской Думы, педагоги и директора школ, ученые и юристы, шла более двух лет.

С 1992 года действует Федеральный Закон "Об образовании", согласно которому каждый субъект Федерации имеет право построить свою модель образования. В этой сфере Москва обогнала многие регионы: за последние годы у нас появились лицеи и гимназии, кадетские корпуса и экспериментальные учебные центры, разнообразные негосударственные учебные учреждения. Изменения коснулись и обычных общеобразовательных школ: они перестали быть "близнецами", стали отличаться друг от друга различными "уклонами" и профилями, а значит у детей и их родителей появился выбор. Москве давно нужен был собственный законодательный документ, уточняющий федеральный Закон применительно к столичной специфике.

Проект будущего городского закона закрепляет право самостоятельного выбора жителями Москвы формы обучения: очной, заочной, самообразования, экстерната, семейного образования. В учебном плане любого государственного образовательного учреждения закрепляются три компонента: федеральный - обязательный для всех российских школ; региональный (предмет "Москвоведение", к примеру, изучается только в Москве) и школьный, который как раз и подразумевает возможность выбора школой собственного профиля, включая этнокультурный, где обучение может вестись на национальном языке. Отдельной статьей законопроект "обещает" поддержку органами власти инновационной и экспериментальной деятельности в области образования.

Важным моментом является установление нормативного бюджетного финансирования образования, в основе которого лежит расчет "стоимости" одного ученика в год в образовательной организации каждого типа. Сюда входит и зарплата учителей, и учебники, и коммунальные платежи, и приобретение необходимого школьного оборудования, и дотации на питание, и многое другое. Нормативы, согласно законопроекту, будут утверждаться городскими властями ежегодно и приниматься одновременно с бюджетом города. По мнению депутата МГД, заслуженного учителя России Евгения Бунимовича, принявшего активное участие в разработке законопроекта, "введение нормативного финансирования - один из ключевых моментов будущего закона. До сих пор деньги на образование выделялись из городского бюджета "на глазок" - теперь станет ясно, сколько их нужно в действительности. В каком-то смысле изменятся и взаимоотношения школы с властью: школа не будет стоять "с протянутой рукой", и недофинансирование образования теперь впрямую будет означать "недообучение" учащихся".

За прозрачностью механизма использования денежных средств учебными учреждениями будут следить попечительские советы и фонды поддержки развития образовательных организаций. В их функции также войдет содействие "привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации", "улучшению условий труда педагогических работников", "совершенствованию материально-технической базы".

Одна из важнейших статей будущего закона - "Социальные гарантии и льготы работникам образования", имеющая непосредственное отношение к 200 тысячам московских педагогов, из которых 70 тысяч - учителя средних школ. В законопроекте устанавливается специальная система надбавок к заработной плате педагогических работников: в частности, "доплаты в размере 30-40% ставки (оклада) молодым специалистам, а имеющим диплом с отличием - 50%, в течение трех лет работы"; 50-процентные надбавки учителям, имеющим почетные звания "Народный учитель", "Заслуженный учитель РФ"; повышение на 15% должностных окладов педагогическим, инженерным и библиотечным работникам лицеев, гимназий и средних школ с углубленным изучением отдельных предметов. Работники образования получают право на бесплатное пользование фондами городских государственных библиотек, 50-процентные скидки в оплате питания через столовые и буфеты в образовательных учреждениях, а также в оплате содержания собственных детей в дошкольных образовательных учреждениях, целый ряд других льгот. Однако, по мнению депутатов, доплаты и надбавки все-таки не решают проблемы в целом: жизнь в столице гораздо "дороже", чем в других регионах, поэтому повышение общего уровня зарплаты московским учителям по-прежнему жизненно необходимо.

В ходе работы над проектом Закона "О развитии образования в городе Москве" в документ было внесено более 140 поправок. В нынешнем варианте уточнен понятийный аппарат, устранены моменты, дублирующие Федеральный Закон "Об образовании". Будущий городской закон стал гораздо менее декларативным. Вместе с тем при его обсуждении возник ряд замечаний, касающихся, в частности, экономической стороны вопроса, "стоимости" закона для городского бюджета. Приняв законопроект за основу во втором чтении, депутаты Московской городской Думы приняли решение отвести 30 дней на внесение поправок.

Галина ЮДКЕВИЧ, пресс-центр Мосгордумы.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить