18 мая в Москве открылись Дни славянской письменности и культуры, которые продлятся до 1 июня. По словам президента Славянского фонда России Галины Боголюбовой, праздник славянской письменности – «первый государственно-церковный праздник в России, начало которому было положено еще 12 лет назад».
В течение двух недель праздники народного творчества будут проходить на концертных площадках, в парках, библиотеках Москвы, запланировано проведение книжных и художественны выставок, музыкальных фестивалей, научных конференций, сообщает «Благовест-инфо».
В частности, сегодня в столице откроется Международная ассамблея ректоров славянских университетов «Традиции Slavia Orthodoxia в современном мире: культура и образование». А в день памяти святых Кирилла и Мефодия – 24 мая - у памятника славянским просветителям на Славянской площади состоится возложение цветов и праздничный молебен. 30 мая в гостиничном комплексе Свято-Данилова монастыря начнет работу международный симпозиум «Славянский мир в третьем тысячелетии».
Организаторы Дней славянской письменности и культуры в Москве – администрация президента, столичное правительство, представители Русской Православной Церкви и российский Славянский фонд.
Дни славянской письменности и культуры после многих десятилетий забвения возобновились в России в 1985 году. Тогда несколько русских писателей, преодолевая сопротивление партийного и прочего руководства, в Мурманске организовали проведение праздника. Правда, по известным соображениям, - под другим названием – как Дни северной культуры. В следующий раз праздник отмечался в Вологде. Наконец, в 1988 году – в год 1000-летия крещения Руси – торжества приобрели наибольший размах. Дни славянской письменности и культуры в Великом Новгороде отмечали уже открыто, при огромном стечении народа. Организовывались шествия, конференции, концерты…
В 1991 году празднику был придан статус государственного. Он отмечается повсеместно, однако ежегодно также избирается определенный город - своеобразная столица праздника.
Празднование Дней славянской письменности и культуры неразрывно связано с воспоминанием о двух великих просветителях, «учителей словенских» - святых Кирилле и Мефодии. В России День памяти двух великих братьев отмечался еще в ХVII веке (впервые же как общенациональный праздник русская общественность отметила его в 1862 году).
Мефодий и Константин (только перед смертью принявший монашеское имя Кирилл) были выходцами из греческого города Солуни. В юности они получили блестящее образование и по праву считались наиболее учеными и образованными людьми своего времени. Просветительское служение Кирилла и Мефодия началось в Великой Моравии, земле западных славян, – туда братьев направил византийский император по просьбе моравского князя Ростислава, пожелавшего утвердиться в христианской вере.
В 863 году князь Ростислав крестился сам и крестил свой народ. В том же году Кирилл и Мефодий составили первую славянскую азбуку. Братья, таким образом, заложили основы книжно-письменного литературного языка для всех славянских народов.
В одном из своих выступлений академик РАН Олег Трубачев (ныне покойный) так рассказывал об окончании жизненного пути Кирилла и Мефодия:
«Константин-Философ был, видимо, хрупкого телосложения, но высокого ума: он избрал Софию-мудрость, она ему во сне привиделась, отказался от высоких почестей, удалялся много раз от света. Его много раз императорские прислужники искали, чтобы вернуть на славную стезю. Кончилось это тем, что здоровье его подорвалось окончательно. Он родился в 827-м и умер рано, нестарым человеком в свои сорок два года. За 40 дней он предвидел свою кончину, принял монашеский чин и имя, под которым главным образом известен - св. Кирилл, имя посмертное. Чувствуя, что уходит, он обратился к старшему брату, у которого сил было побольше. Мефодий даже княжествовал в одном славянском княжестве и был, как отец их, не чужд воинского чина, но -надо отдать должное - он оценил гениальность младшего брата, и буквально прислуживал ему во многих общих миссиях - к агарянам (арабским мусульманам), к хазарским иудеям и др.
Младший брат сказал старшему глубоко поэтические слова: «мы с тобой в одной упряжке, одну борозду ведем, и я вот падаю, окончив свой путь». Он обратился к Мефодию с просьбой не бросать эту стезю, не удаляться в полюбившийся монастырь на горе, а остаться на трудной стезе среди враждебной среды. Там, в Моравии и Паннонии, многие князья склонялись на латинскую сторону, а немецкое духовенство доходило просто до бесчинства и насилия. Мефодий остался один, они без конца его вызывали «на разборки», в Баварии (юго-восток Германии, примыкающий к Австрии) его заточили в монастырской темнице на два с половиной года. Тем не менее, Мефодий выстоял и до конца жизни многое сделал…
Деятельность братьев-просветителей выразилась в том, что они не только буквы изобрели, но основную богослужебную литературу перевели, обеспечив первую литургическую потребность…
Они, герои, оба полегли… Кончилось все смертным концом и - бессмертием для Константина в 869 г., а для Мефодия - позже, в 885-ом году.»
Православная церковь прославила Кирилла и Мефодия в лике святых, приравняв их к апостолам, ибо они «вся языки словенские утвердити в Православии и единомыслии».
Сергей ЮГОВ,
ПРАВДА.Ру
Ссылки по теме:
Посольство Республики Болгария в РФ:
Мир Православия:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.