Выборы в Московскую городскую думу, которые намечены аж на декабрь текущего года, судя по ряду признаков, уже начались. Во всяком случае, артподготовка, проводимая с разных сторон, позволяет предполагать, что осенью городу и миру будет представлено незабываемое электоральное зрелище - бои без правил между сотнями желающих занять 35 мест в столичном парламенте. Однако не стоит ждать "гамбургского счета" - все будет похоже скорее на рестлинг: шумно, грозно, но абсолютно бескровно и столь же абсолютно предсказуемо.
Стремясь закрепить эффект "управляемой демократии в отдельно взятом городе", власть будет добиваться избрания не просто не самых достойных, но по возможности и малоизвестных людей. Тем самым, "выборы" в Мосгордуму, по совместной задумке Кремля и Тверской 13, все больше будут напоминать не избрание, а назначение на должность.
Одним из главных инструментов выключения избирателей из реального выборного процесса становится перекраивание округов. Законным основанием для изменения границ округа является изменение демографической ситуации. Однако демографическая ситуация в Москве перед каждыми выборами меняется настолько кардинально, что ни разу еще проводимые раз в четыре года выборы в Мосгордуму не прошли по одним и тем же границам. Вот какой динамичный город.
В результате махинаций с границами округов каждый раз избиратели вынуждены голосовать за не известных им людей: депутат, который работал с ними весь предыдущий срок, оказывается за границей округа. Те, кто хотел бы проявить себя в качестве претендента на депутатство, не имеют возможности работать с избирателями адресно три-четыре года, в итоге люди узнают "своих" избранников за два-три месяца до выборов. А на финал - роль депутата как ходатая и защитника интересов своих избирателей оказывается профанацией: люди депутатов не знают, а депутатам не до людей, им нужно угождать властям и копить деньги на следующие выборы.
Доказательство - один из последних опросов, на котором назвать по фамилии "своего" депутата смогли только около 1 процента москвичей. Да и более углубленное социологическое исследование, проведенное по заказу московской мэрии, показывает, что рейтинги депутатов МГД в их округах укладываются в диапазон 12-16 процентов. То есть цифры сами по себе позорные. Как же удается избирать-то?
Средний избирательный округ состоит из четырех муниципальных районов и насчитывает от 180 до 210 тысяч избирателей. Как ни тасуй, все равно цифра будет примерной, и до средней в 197798 человек не дотянет. Тем не менее, городская администрация предлагает буквально половину округов разрезать пополам: два района оставить, два присоединить от другого округа.
Допустим, сейчас в округ номер 2 входят Басманный, Красносельский, Мещанский и Тверской районы, и отклонение от средней численности округа равно примерно 6 процентов. Так вот, предлагается отобрать Басманный и Красносельский районы и присоединить вместо них Беговой, Бутырский и Марьину рощу. То есть по сути создать совсем другой округ, зато с отклонением в 1 процент. Зато на месте округа номер 3, в составе Замоскворечья, Таганского, Печатников и Южнопортового районов с отклонением в полтора процента, создается совершенно новый округ из Басманного, Красносельского, Преображенского и Сокольников с отклонением... аж в 7 процентов! Странное "выравнивание".
Однако загадка проясняется, если вспомнить, что подготовка к выборам ( и "правильная" нарезка округов в том числе) относится к ведомству вице-премьера А.Петрова, а ликвидируемый округ номер 3 избрал депутатом Н.Московченко. Конфликт между Петровым и Московченко составлял самую яркую страницу деятельности Мосгордумы в конце прошлого года. По какой-то причине г-н Петров не стал подавать объявленный ранее иск о защите своих чести и достоинства (вот до чего дошло) и просто ликвидировал округ неудобного депутата. Таганский и Южнопортовый районы ушли в округ номер 15, а Печатники в округ 16. Что, естественно, потянуло за собой переход Рязанского района в 17-й округ, а Текстильщиков в 16-й. Из-за чего Кузьминки переместились из 18-го в 16-й, а Капотня из 19-го вошла в 17-й вместе с Рязанским, Выхино-Жулебино и поселком Некрасовка.
Впервые районы стали резаться пополам: Братеево, единый район, представляющий собой даже географически полуостров на повороте Москва-реки, ограниченный вдобавок с "материковой" стороны Борисовскими прудами, частью отходит в 20-й, а частью в 21-й округа. Причем отклонение от средней численности в 20-м округе при этом даже возрастает с 5 до 7 процентов.
В общем, демографическими причинами такие передвижения людских масс, исполняемые прямо-таки по заветам товарища Троцкого, объяснить не просто. Зато глянув на список депутатов, сразу легко определить, чья округа наиболее подвержены "демографическим" процессам.
Например, округ 34, в составе Куркина, Покровского-Стрешнева, Северного и Южного Тушина и отклонением от средних цифр в 1 процент, имеет нынче депутатом К.Соловьева, по всем параметрам явно неугодного столичным властям. В результате "демографических процессов" 34-й округ будет теперь включать лишь Куркино, Северное Тушино и... Митино, да еще с отклонением в 7 с лишним процентов. Южное Тушино вместе с Покровским-Стрешнево вместе со Строгино войдет в 33-й округ, где благодаря этому отклонение тоже увеличится. Теперь неугодному Соловьеву придется выбирать: либо идти по "своему" округу, к которому присоединили 85 тысяч митинцев, ни сном, ни духом не знающих о его деятельности, либо идти по округу номер 33, где половину, а именно 92 тысячи избирателей, составляет Строгино, тоже не знакомое с деятельностью тушинского депутата.
Впрочем, с депутатами такой уж проблемы нет, кто-то изберется и в неблагоприятных условиях, кто-то перейдет на другую работу. А как быть избирателям, которых, как крепостных, кидают из округа в округ и просто не дают сформироваться устойчивым избирательским интересам? Хотя у каждого округа есть свои уникальные проблемы, и депутат за 4 года только успевает эти проблемы изучить и начать решать, как - раз, и нет округа, нет проблем.
Зато с некоторыми округами обходятся более, чем бережно - округ номер 29, включающий в себя Ново-Переделкино, Солнцево, Тропарево-Никулино и поселок Внуково и не дотягивающий до средней цифры по численности 5 процентов, решили вдруг уменьшить на часть района Тропарево в 9 тысяч человек, благодаря чему округ будет меньше среднестатистического уже почти на 10 процентов. Естественно, выборы здесь окажутся более экономичными, поскольку расчет затрат ведется на душу населения. Опять же избиратели уже знают своего депутата. Кто же он, этот счастливчик? А-а-а... Это В.Платонов, председатель Мосгордумы, сенатор и вице-спикер Совета Федерации.
Или округ номер 11, включающий районы Бутырский, Марфино, Отрадное и Южное Медведково. Большой округ, превышающий среднестатистическую величину на 15 с половиной процентов. От него, не прибавляя ничего взамен, отнимется Бутырский район численностью в 40 тысяч человек, благодаря чему округ станет тоже весьма "экономичным", меньше среднего почти на 5 процентов. Кто же является здесь избранником? А-а-а... Это ж А.Крутов, заместитель председателя Мосгордумы.
На финал по новому плану нетронутыми остаются из 35 только 7 округов. Это значит, что уже сейчас примерно треть москвичей, не осознавая того, остались без депутатов: те районы, которые вдруг стали "неинтересны" действующим депутатам, из деятельности избранников фактически выключены. Ну кто перед выборами станет тратить время и деньги на "чужих" избирателей, то есть "своих", которые уже почти "чужие"? Да к тому же 2 округа сегодня вообще свободны, то есть почти полмиллиона москвичей не имеет своего депутата вовсе. За что же мы тогда платим налоги, весьма существенная часть которых идет на содержание этой самой представительной власти? Вопрос риторический.
Далее, во все предыдущие избирательные кампании в Москве много разговоров шло вокруг так называемого "списка мэра". Тот, кто попал в него, практически автоматом становился народным избранником. Кто не попал... Напомню, КПРФ и НПСР, выставив своих кандидатов на прошлых выборах в МГД во все округа, так и не смогли провести ни одного депутата. От много нашумевшего в те выборы "списка Гончара" также не прошел ни один, включая самого Гончара, шедшего в "своем" округе, где он всегда и с хорошим отрывом выигрывал выборы и в Совет Федерации, и в Госдуму. А вот в Мосгордуму - проиграл либералу Москвину-Тарханову, и по сей день обладающему весьма незначительным рейтингом узнаваемости.
На предстоящих выборах ожидался иной расклад: взаимоотношения столичной мэрии и Кремля складывались не лучшим образом, и ожидать, что команда нового президента отдаст Москву целиком на откуп Лужкову, как делал это Ельцин, не приходилось. Политологи ожидали столкновения "Отечества" и "Единства", гадали о позиции, которую займут коммунисты, столичный СПС и "Яблоко", размышляли о новых структурах типа селезневской "России", заявившей осенью о намерении создать московскую организацию в 45 тысяч постоянных членов.
Однако уже к весне сформировалась странная ситуация: выборы на носу, а никто из предполагаемых игроков, кроме столичной мэрии, к ним не готовится. Сложилось ощущение, что лидеры что-то знают и чего-то ждут.
И вот - заявление о слиянии структур "Отечества" и "Единства". На московском уровне это означало, что главный узел предстоящих выборов оказался даже не разрублен, просто... сам рассосался. Причем единый список "ЕдиОта", как метко прозвали это политическое новообразование, должен формировать не Лужков, а Шанцев, и не под Лужкова, а под себя. Что это значит?
Номенклатурная логика не способна понять, что в политике сумма может быть меньше каждого из слагаемых, что соединяя несоединяемые вещи, имеющие разную полярность, можно получить весьма ничтожный результат. "Отечество", хоть и центристское, но имеющее весьма заметную левую составляющую ("глубые" профсоюзы, старая номенклатура) должно слиться с "Единством", центризм которого носит явно правую ориентацию. Политически сумма может оказаться вообще равной нулю.
Минимизируется и роль игроков второго плана: столичный СПС возглавляет ни кто иной, как... В.Платонов, отчего руководящие органы СПС выглядят совсем уже как двуглавый орел, пытаясь равняться сразу на Кремль и Тверскую 13. Сам же Платонов и вовсе увлекся в последнее время теорией устойчивого развития, поскольку некие политтехнологические умники убедили его, что именно эта идеология будет востребована Путиным в ближайшей перспективе. А вместе с идеологией будет призван и сам Платонов, не совсем "в струю" выступавший недавно против линии Путина в деле установления властной вертикали. Как это далеко и от неолиберальных идей СПС, и от лево-номенклатурных камланий московской "элиты", полагаю, не стоит объяснять.
"Яблоко" вообще находится в кризисе и, лишившись финансовой поддержки Гусинского, самостоятельно выступить на выборах просто не сможет.
Интересно, что кремлевские политтехнологи столь же легко планируют избавиться и от проблемы со списком коммунистов, предложив МГК КПРФ 4-5 мест в едином списке. Правда, персоны в этот список будут предлагать без постороннего участия, просто оппозиции предложат считать некоторых людей своими выдвиженцами. Их как бы назначат коммунистами, а при "хорошем поведении" МГК даже позволят создать свою фракцию в будущей Мосгордуме. Расчет очень прост: после поражения на прошлых выборах создание целой группы или даже фракции "коммунистов" в МГД можно будет считать скромной, но убедительной победой оппозиции. "Таким образом, - как сообщил в приватной беседе один из кремлевских технологов,- Зюганов и Куваев смогут втирать очки друг другу, а оба вместе - своей массовке."
Сможет ли партия не попасть в эту, скажем так, довольно хитро и заманчиво поставленную ловушку? Кстати, это может оказаться совсем не просто, поскольку в виде "наживки" будет использоваться В.Шанцев, пользующийся уважением оппозиции. Однако до какого предела должна доходить "системность" оппозиции, точнее встроенность КПРФ и НПСР в чуждую политическую систему? В последнее время партия всячески старается освободиться от излишней "системности", но московский горком всегда имеет свою точку зрения. Как там решат, так и будет. Пока же известно, что столичные коммунисты не будут стараться выдвинуть своих кандидатов во всех округах, а поддержат лишь самых серьезных претендентов на депутатские мандаты.
Пока же АПН со ссылкой на функционера столичного СПС В.Маслакова (в свою очередь ссылающегося на столичного вице-премьера А.Петрова) обнародовало список депутатов, угодных московской мэрии. В число самых "мэрских" входят, по данным АПН, Балашов, Васильев, Войков, Драгункина, Крутов, Локтионов, Орлов и Осадчий. Примечательно, что на эту группу приходится максимум незатронутых перекройкой избирательных округов. Исключение составляют разве что Драгункина, у которой "отобрали" Митино и всучили ей чужие районы в Северном Административном округе.
В группу же "самых неугодных", "которых надо убирать", попали не только Московченко, Соловьев, Хованская, но и ультралиберальные Катаев, Плотников, Бунимович, Осокина и даже Москвин-Тарханов. Этим просто не повезло, на их округа у администрации нашлись более достойные кандидаты. Так, в списке "Единства" есть несколько фамилий, которые всенепременно должны войти в состав МГД. Это С.П.Зайцев (31 округ), В.А.Волков (2 округ), А.В.Румянцева (19 округ), А.И.Войков (20 округ), Ю.Ю.Попов (23 округ), А.А.Романович (26 округ), А.В.Новиков (35 округ). Кто эти люди, почти не известно. Кроме Войкова, бывшего управляющего делами Государственной думы автору известен лишь Зайцев, директор ресторана "Барвиха". Тем не менее, именно его, а не действующего депутата Ю.Загребного видят "большие люди" в депутатском кресле в следующем созыве.
Любопытно, что в условиях "управляемой демократии" истинная борьба за депутатское кресло развернется не между известными горожанам людьми во время выборов, а промеж никому неведомых функционеров - за право войти в могущественный список, почти автоматически дающий возможность избраться. Причем истинный список не подлежит публикации, в том-то и состоит его уникальность, что он - тайный. Вхождение, допустим, в список КПРФ ориентирует коммунистов и сторонников партии: вот, этот человек - наш. Номенклатурный список дает ориентировку совсем иного рода: наво
рожить с нарезкой округов, помочь с прессой и ТВ, найти неведомо как появившихся спонсоров, а на финал немножко "помочь" и с подсчетом голосов. Да, да, если в начале года еще были надежды на противостояние Москвы и Кремля, которое не позволит ни одной из сторон учинить беспредел при подсчетах, то единый список положит этим иллюзиям конец. Считать будут те же и как всегда.
Пожалуй, единственной надеждой для тех, кто не вошел в проходной список - это обычный в нашей стране бардак. Как всегда, списков окажется не один, а два-три, и кандидатов в них будет не 35, а раза в два с половиной больше. В такой ситуации кандидат от оппозиции, сумевший набрать существенно больше, чем остальные "желательные" кандидаты, при наличии достаточного количества наблюдателей на участках, имеет шанс пройти.
Шанс на прохождение независимого кандидата, "человека с улицы", как это случалось в начале 90-х, просто всерьез не рассматривается.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.