Осознанно или нет, но на протяжении всей мировой истории вторгавшиеся с огнем и мечом в чужие земли завоеватели – от Юлия Цезаря до Чингисхана, от Тамерлана до Гитлера – придерживались одного и того же правила: хочешь быстрее и вернее поставить на колени покоряемый народ, сломить его, убить в нем душу (а значит и волю к сопротивлению), свести его до положения раба – бей по святыням, которые он почитает. Разрушь и оскверни места, ставшие за века хранилищами золотых россыпей его исторической, культурной, духовной памяти. Ибо народ, такой памяти лишенный, превращается из народа-творца, народа-созидателя, народа-патриота в безликую серую массу, в толпу, в быдло, в зомби-манкуртов, которые уже и не осознают толком, ЧТО они потеряли,– и которыми можно управлять, как марионетками…
Это – страшно. Но во сто крат страшнее, когда подобные святотатства совершаются в мирное время – самими же потомками тех, кем были когда-то вдохновенно и любовно воздвигнуты оскверненные святыни. И потому сегодня из сердца невольно рвется вопрос: да что же, в конце концов, с нами творится?! Куда мы идем?! И что с нами будет завтра?!
…В километре вверх по ущелью от селения Харисджын, на обрывистом гребне над порожистой горной речкой Цазиу – притоком Фиагдона, находится место, которое по праву слывет одним из самоцветов в короне Куртатинского ущелья. Это – культовый комплекс, куда входят два уникальных памятника истории и культуры Осетии: церковь Рождества Пресвятой Богородицы (дзуар Мадымайрам) и башня “Уаллаг рухс масыг” (“Верхняя светлая башня”). Само это святое место, привлекавшее к себе внимание многих видных ученых-кавказоведов (в том числе и академика Всеволода Миллера) и до сих пор не до конца еще исследованное историками и археологами,– очень древнее. Как предполагают некоторые специалисты, культовые отправления совершались здесь далекими предками осетин, возможно, даже в кобанскую эпоху. Ведь чистая, радостно-трепетная, пронизанная лучами живительной светлой энергетики красота этого уголка Куртатинского ущелья уже сама по себе приподнимает человека над бренным, сиюминутным, повседневным, исцеляет его душу и возвышает помыслы…
Есть точка зрения, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена тут на месте древнего языческого святилища. Точная дата ее возведения неизвестна, но в научной литературе этот памятник принято относить к группе древних храмов, возникших в Куртатинском ущелье в эпоху раннего средневековья под грузинским влиянием. А среди горцев живет легенда о том, что когда в XII веке грузинская царица Тамара послала в дар союзникам-аланам икону Иверской Божией Матери, именно это место стало первым, где заночевало на земле Алании посольство, везшее святыню,– в ознаменование чего и вырос здесь потом дзуар… Так или иначе, но святилище Мадымайрам всегда особо почиталось в Осетии. И когда к началу ХХ века возникла необходимость отреставрировать его, пострадавшее от времени, эту обязанность взяла на себя группа жителей селения Харисджын. И их имена донесла до нас простая и безыскусная надпись, высеченная на каменной плите, которая была установлена у южной стены храма, возле входа: “Сей обрушенный древний богомольный дом во имя Святой Богородицы обновили харисгинцы 1900 году. В нем издревле празднуют в недели блудного сына и в день Троицы. Труженики были Иляс Гагоев, Гакко Гутиев, Тепсарко Марзаганов, Иляс Цигоев, Ахмет Марзаганов, Наурус Текаев, Андребек Цихоев…”.
В советское время реставрационные работы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы не проводились. Храм вновь обветшал, была разрушена его кровля. И только в 90-х годах он был восстановлен группой энтузиастов – после чего стал местом паломничества не только любопытствующих туристов, но и верующих, и всех тех, кто считает себя атеистом, но кого властно зовет сюда потребность прикоснуться сердцем к своим корням и истокам.
А 10 мая этого года, 6 месяцев назад, здесь случилась беда. Неизвестные вандалы разорили скромное внутреннее убранство храма, сожгли иконы, от которых остались одни металлические оклады (у восточной, алтарной стены были зафиксированы следы костра, устроенного злоумышленниками). А каменную плиту с именами харисджинцев, столетие тому назад восстановивших дзуар, сбросили со склона в пойму реки Цазиу. Не поленились, что называется, хотя весит она немало: ее размеры – 90 на 90 сантиметров при 20-сантиметровой толщине.
Тогда произошедшее получило острый резонанс в республике. Специально созданная комиссия, в которую вошли главный инженер Министерства культуры и искусства РСО–А К. Слохов, директор Республиканского научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Минкульта РСО–А Л. Габоева, сотрудник вышеупомянутого центра В. Санакоев и старший научный сотрудник СОИГСИ В. Ростунов, составила акт по факту поджога церкви Рождества Пресвятой Богородицы у с. Харисджын, провела детальное обследование и фотофиксацию пострадавшего объекта культурного наследия. Оповещены о случившемся были и правоохранительные органы Алагирского района. “Во-первых, нужно найти виновников поджога; во-вторых, важно и восстановить святилище. Кто откликнется?” – писала в те дни “СО”. Первое и поныне так и не удалось. Второе собственными силами и на собственные средства осуществила летом группа энтузиастов, в составе которой – и ряд известных представителей республиканской интеллигенции (к сожалению, наша газета не может назвать здесь их имена, таккак в Минкульте РСО–А корреспонденту “СО” пояснили: совершившие этот благородный поступок сами считают, что ничего особенного не сделали, что это – долг каждого, кому дорого прошлое его родной земли, а потому очень просят их фамилии в прессе не афишировать). Чтобы поднять из поймы реки Цазиу и установить на место ту самую каменную плиту, понадобились три лебедки – и все равно сделать это было очень нелегко…
Казалось, содеянное зло удалось поправить. Но буквально на днях к специалистам Минкульта РСО–А поступила информация, что акт вандализма в церкви Рождества Пресвятой Богородицы повторился. Информация, к сожалению, подтвердившаяся. Опять сброшена с обрывистого склона каменная плита с памятной надписью. И опять нет свидетелей, которые могли бы прояснить, кто же, все-таки, это совершил.
Как сообщила директор Республиканского научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Людмила Габоева, руководство Министерства культуры и искусства РСО–А уже поставило в известность об этом акте вандализма МВД республики – чтобы по данному факту были приняты соответствующие меры. Потому что очень многое наводит на мысль, что и тогда, и сейчас сюда “приложили руку” одни и те же люди. Некая буйная компания любителей шашлыков на природе, выбравшая для себя живописные окрестности селения Харисджын излюбленным местом для “расслабухи”? Или корни случившегося – глубже? Уже звучит предположение (хотя окончательные выводы, конечно, предстоит делать следственным органам), что здесь может быть замешан и подтекст, связанный с какими-то вопросами религиозного характера. Не зря ведь злоумышленники жгли иконы – это как-то не укладывается в рамки обычного бытового хулиганства… Словом, сюжет – прямо-таки детективный. И очень хочется надеяться, что в республике найдутся корифеи сыска, которые смогут пролить свет на все неприглядные загадки этого невеселого детектива, а его “герои” понесут заслуженное наказание… А пока только и остается, что с горечью вопрошать: неужели же наше общество в нынешние “смутные времена” действительно начинает терять и честь, и совесть, и уважение к собственной истории и памяти предков?
Е. ГАЙДИНА,
"Северная Осетия".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.