С официальным визитом Минск посетил депутат Архангельского областного Собрания директор Северодвинского муниципального пассажирского автотранспортного предприятия (МПАТП) Сергей Неумывако. Сегодня он делится своими наблюдениями о жизни и экономике братской республики с “ПРАВДОЙ.Ру”.
В программу входило посещение Минского автомобильного завода и Министерства транспорта. Предметом переговоров стала тема поставок автобусов супербольших МАЗ-105 и средних МАЗ-103. Обсуждались отраслевые законодательные и нормативно-правовые акты, вопросы организации пассажирского транспортного обслуживания.
Состоялся и разговор о сотрудничестве в области культуры. Запланированы северодвинские гастроли заслуженного коллектива республики Беларусь камерного оркестра “Ричеркар” Дворца Культуры МАЗ.
Поводом для визита в Минск стал вопрос поставок супербольших автобусов МАЗ-105. Эта машина по своим техническим характеристикам является единственной “отечественной” способной заменить снятый с производства четырехдверный венгерский Икарус-280. В структуре северодвинского ПАТП данный класс автобусов составляет 30 %, две трети из которых подлежат списанию в ближайшее время. Это около 50 машин. Большие проблемы у ПАТП и с морально устаревшими ЛиАЗ-677, которых могли бы заменить МАЗ-103, альтернативный вариант недавно вышедших на северодвинские улицы ЛиАЗ-5256.
Ходовые испытания в режиме реальных эксплуатации МАЗы прошли в суровых условиях Норильска и Ханты-Мансийска. Высокие тактико-технические характеристики обеспечены импортными двигателями и коробками передач. Уникальные конструкторские решения по компоновке оборудования выполненные на современном технологическом уровне обеспечивают достойный моторесурс.
Пассажиров приятно удивят эргономичные вандалоустойчивые сиденья, электронные табло маршрутоуказателей, автоматические речевые информаторы. Северный вариант исполнения обеспечит комфортные условия поездки. Машина получилась достаточно дорогой, но по характеристикам цена/качество с учетом дальнейших эксплутационных расходов вполне приемлемой. Удобную посадку-высадку обеспечит то, что автобусы низкопольные, не имеют ступенек. Это же позволит более эффективно использовать линейное время.
Белорусы не скрывали своих секретов. Провели по всему конвейеру, ответили на все вопросы. Рассказали даже о некоторых технических промахах, устраненных по замечаниям эксплутационщиков. Все вопросы по “железу” были решены на уровне руководства МАЗа. Чтобы оценить этот факт надо понимать, что МАЗ сегодня это стремительно развивающийся холдинг по своим параметрам, не уступающим комплексу ВПК Северодвинска. Динамика темпов роста производства при этом исчисляется десятками процентов. Протокольная часть визита была продолжена в Министерстве транспорта.
Интересовал белорусский опыт по законодательному регулированию, ведь “железо” само по себе “мертво” без методик и инструкций по организации пассажирских перевозок. Выяснилось, что и тут Россия отстает. У “сябров” (по белоруски – друзья) многое продумано и предусмотрено. Отведено место и для частного транспортного бизнеса. Поскольку время было ограниченно, то договорились о переброске нормативной базы по электронной почте.
Вызывал интерес расчет цены на проезд и государственное регулирование отрасли. Надо сказать, что все крупные белорусские предприятия являются государственными. Проехать по Минску на общественном транспорте можно за 6 русских рублей при этом более половины из них дотируются государством, что позволяет автобусам ходить вдвое чаще. Автобусники не “грузятся” наполняемостью салонов в условиях самофинансирования как у нас в области. Тут нового ничего нет. Также организованы расчеты и в Москве.
Остается только гадать, почему это не доходит до чиновников Архангельской области. Социальная сфера “МАЗа” аналогична заводской Северодвинской. Примерно такие же и сложности, например, по организации обедов. Средняя зарплата 250-350 долларов США. Но уровень цен на товары и услуги позволяет достойно жить на эти деньги. Дороги широкие и освещенные. Множество импортных автомобилей, ввод которых облегчен, т.к. Белоруссия не имеет своего производства легковых автомобилей.
Промышленные и продуктовые товары отечественного производства высокого качества и доступны всем. На улицах нет попрошаек. Не увидел ни одного грандиозного гипермаркета, но законченно строительство суперсовременных вокзала и национальной библиотеки. Поразил строящийся корпус университета. Многочисленные спортивные комплексы выполнены по мировым стандартам. В кулуарных разговорах и СМИ обсуждаются вопросы ротации в правительстве. Система административных наказаний выстроена достаточно жестко. “Батька” Лукашенко верен своему слову “перетрахивать” чиновников.
Своего Президента белорусы поругивают, но любят. Даже за некоторую экстравагантность в поведении. В людях чувствуется гордость за свою Родину, уважение к государству. Так ведь и есть за что. В правительстве на стадии решения законопроект о предоставлении молодым семьям бесплатного жилья после рождения третьего ребенка.
Сам собой рассыпался миф “западников” о “последнем диктаторе Европы”. Рачительный и мудрый хозяин, “председатель колхоза”, откуда и вырос Президент Александр Лукашенко,- вот более точное определение. Понятными стали и его опасения от объединения с Россией. Разорят ведь бережно сохраняемое национальное богатство наши… Сами знаете кто.
Договорились с братьями славянами и об обмене в области культуры. Рассказали о своем опыте. Ждем в гости большую белорусскую делегацию, в том числе имеющий международное признание камерный оркестр с уникальной концертной программой.
Поразительно родство душ и славянского менталитета. Был растроган искренним гостеприимством и доброжелательностью. Трогательным было прощание. Этим нельзя разбрасываться. Такие отношения не купишь ни за какие деньги. Прощались с надеждой на скорую встречу и продолжением отношений. А последним стал тост: “За Вас, за нас и за “МАЗ”.
Сергей Неумывако, депутат Архангельского областного Собрания, специально для “ПРАВДЫ.Ру”
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.