В приподнятом настроении вернулись на родину тридцать отважных альпинистов из Архангельской области. Они выполнили основную задачу: подняться в день Победы на Эльбрус и повторить подвиг военных альпинистов, которые в 1943 году воздвигли на вершине флаг СССР, с честью выполнена. Своими воспоминаниями о восхождении с нами поделился председатель областной федерации альпинизма Михаил Ишутин.
- Наша команда, составленная из архангельских и северодвинских альпинистов, приступила к акклиматизации в ущелье Адыр-Су, главного Кавказкого хребта. Мы совершили восхождения на две вершины первой категории и ребята новички получили значок "Альпинист России". Во время акклиматизации мы чувствовали себя полярниками, заброшенными за тридевять земель, забытыми первопроходцами, отрезанными от цивилизации. Даже сравнивали себя с героями популярной рекламы кофе "Нескафе", ибо фраза "Я завтра первый пойду" стала жизненной и принятие снежного душа, превратилось в абсолютно реальную ситуацию. Пока мы мучили свои тела, совершая акклиматизационные восхождения, на всем Кавказе была в основном непогода, постоянный снег.
-5 мая мы устроили себе праздник, спустились подышать кислородом в высокогорный поселок Терскол, где была не только цивилизация с горячими шашлыками и холодным пивом, но даже и мечеть с вечерней молитвой мулы. Для нас было как-то неожиданно, что не шел снег. А день 6 мая оказался уникальным для восхождения на Эльбрус. Двуглавые вершины упирались в ультрафиолетовое небо, а заснеженные склоны отражали невыносимо яркое солнце, даже сквозь темные стекла очков. От станции Мир, где заканчивается канатная дорога, для нас путь был только один — к вершине. И мы медленно, как в цветном сне, эдакий караван из ярких одежд с огромными рюкзаками, двинулись штурмовать свои мечты, а точнее свои сердца. В телах эйфория, радостно давят раскисший снег высокогорные ботинки, а душа мечется между вершинами, телом или просто летит на шаг впереди тебя. Однако, в этот день мы смогли добраться лишь до бывшего Приюта 11, который находится на высоте 4200 метров. Пока в снегу копали площадки под палатки, встретили вечер, а с ним и неприятные известия. К Эльбрусу подтягивался южный фронт непогоды, вал огромных черных облаков уже накатывал на вершины главного Кавказского хребта.
Спасатели из МЧС посоветовали нам вообще не идти на Эльбрус до 10 мая, или ловить "окно" 7 мая с утра до середины дня. Сказали они это весьма убедительно, а шансы на безопасное восхождение были минимальны. Кстати, с командой мастеров спорта, вышедшими на восхождение Эльбруса 8 мая, произошла трагедия. На Восточной вершине пропал заслуженный мастер спорта Александр Александрович Михайлов. Ночью сильнейший ветер стал срывать со слонов снег, а наша палатка шуршала, скрипела и пыталась улететь в неизвестность. В 2 часа утра в нашей кают-компании состоялся совет и чайная церемония. Восхождение на Эльбрус было под большим вопросом, многие альпинисты понурили головы. Но в 5 утра было принято решение — выйти на восхождение. До скал Пастухова шли довольно медленно и группами, придерживаясь простых правил: не догонять переднего, не идти нога в ногу, не дышать в затылок.
В общем, после скал, мы подошли, как и все нормальные люди, не связываясь, без ледорубов, с одними лишь лыжными палками. Каждый своим темпом, со своими мыслями, со своими методами воспитания своего тела. Шаг — выдох, еще шаг- выдох и победа, можно отдохнуть, ты на метр стал ближе к своей цели. С каждой минутой усиливается ветер и чем ближе к косой полке, тем сильнее. Многие останавливались и уходили вниз, звучали фразы, что нет погоды, сильный ветер, сегодня взойти не возможно. Кто-то говорил, что альпинизм — это длительные периоды скуки, изредка перемежающиеся с моментами дикого ужаса. Ужасным было то, что надо опять подыматься на несколько шагов вверх на тропу, а это очень выматывало. Подошли еще двое альпинистов с Урала, подтянулись три немца с проводником. Немцы с проводником решили идти на Западную вершину, ну а мы в противовес на Восточную, да и ветра, к тому же на ее склонах меньше. Ведь горы тем и хороши, что каждый находит там себе собственную цель. Уже внизу проводник немцев нам сказал, что мы очень красиво шли, дружно, а его подопечным так не удалось. На Восточной вершине нас ждал сумасшедший ветер, антарктическая поверхность и тренога с прикрученной табличкой. Теперь главная задача — успеть спуститься на скалы Пастухова, они еще далеко внизу, а фронт непогоды все ближе и ближе. Но здесь уже стало проще, можно идти по следам ратрака -трактора для горнолыжников.
9-го раноутром, в продолжающую непогоду мы двинулись домой, кто в Северодвинск, кто в Архангельск. На бочках(4000) встретили компанию водолазов, тренировавшихся дышать без воздуха и группу немецких горнолыжников. Мы их поздравили с праздником Победы. Последние почему то промолчали. Кстати, в 1942 году на Эльбрусе развивался флаг Германии. Адольф Гитлер верил в магию и теологию, поэтому вершину Кавказа немцы обозначали как некий энергетический центр. Флаг рейха они подвергли магическому ритуалу. А советские альпинисты в 1943 году, сбросив немецкий, установили флаг СССР. Мы очень счастливы, что нам удалось повторить подвиг и взойти на Эверест именно в день 60-летия Великой Победы.
Арсений Скандинав, "Старая гвардия в Архангельске", специально для "ПРАВДЫ.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.