Почти четверть века Наталья Ткачева работает в Псковском музее-заповеднике, где заведует отделом реставрации. На иконах она не просто видит, а понимает каждую царапину. Наташа рассказывает о святынях, которые не только воспитывают благоговейное чувство к Богу, но и любовь к истории земли Псковской. Реставратор считает, эта школа иконописи особенная и единственная в своем роде
- Наташа, ты давно занимаешься проблемами реституции культурных ценностей. Почему?
- Я ленинградка, а в этом городе каждый ребенок воспитан на памяти о войне. Да и папа мой воевал. Занимаясь искусством, постепенно начинаешь понимать, сколько мы всего потеряли. Когда впервые на коллекции псковских икон я увидела немецкие шифры, мне стало интересно: Как они там оказались? Тогда, в самом начале 80-х, никто этим не занимался. Вопрос на государственном уровне был закрыт. Все знали, что нашу коллекцию нацисты увезли во время войны, при отступлении, но мне хотелось систематизировать ее и установить количество утрат. Постепенно у меня сложилась целая картотека по немецким шифрам, по которой удалось реконструировать опись пропавшей коллекции, ведь инвентарные музейные книги погибли. Потом оказалось, что еще есть шифры американские, шифры возврата и т.д. Однако свои поиски я строила в основном на немецких шифрах.
В начале 90-х стали открываться архивы, в Министерстве культуры создали Отдел реституции культурных ценностей, а у меня к тому времени уже скопилось огромное количество материала. Сначала я наводила справки в Министерстве, как вдруг увидела неизвестную мне до этого "опись Василия Пономарева". Этот новгородский археолог занимался систематизацией коллекций русского Северо-Запада. Ведь наш музей нацисты превратили в сборный пункт, где были небольшие партии ценностей из пригородных музеев Ленинграда, и все раритеты из музеев и церквей Тихвина, в том числе, известная чудотворная икона "Тихвинской Божьей Матери".
- Значит икона "Тихвинской Божьей Матери" бесследно исчезла из Пскова?
- До февраля 1944 года ее каждое воскресенье приносили в Троицкий собор, а потом неожиданно вывезли из СССР. Хотя нацисты вроде старались не допускать личного обогащения своих граждан, поскольку все должно принадлежать Рейху, тем не менее — она попала в частные руки.
- Что-то удалось вернуть?
- После войны мы получили обратно большую часть утраченной коллекции, но около трети осела в центральных музеях России. То, что шло через Новгород — вернулось, а то, что через Москву — и по сей день там.
- Как Псковско-Покровская икона появилась в краеведческом музее? Какова ее дальнейшая судьба?
- В основе сюжета Псково-Покровской иконы — видение старцу Дорофею Богоматери на стенах Пскова во время осады города Стефаном Баторием в 1581 году. В 20-х годах, когда "воинствующие безбожники" изымали церковные ценности, с нее сняли серебряный оклад. Он, конечно, исчез. Чтобы ее вообще не уничтожили, настоятель Покровского храма священник Троицкий якобы позже передал икону в музей. В течение двух десятилетий после окончания Великой Отечественной войны о ней ничего не было известно, но вот в 70-м году в Мюнхене проходит выставка русской иконы. В каталоге выставки под номером 234 значится наша родная Псково-Покровская икона.
Псковский искусствовед и знаток старины Савелий Ямщиков, благодаря своему знакомству с авторами каталога, попросил их начать переговоры с хозяевами иконы. Те соглашались исключительно на взаимовыгодный обмен. Однако в те годы это было невозможно и все заглохло. В начале 90-х, когда музеи стали участвовать в работе Отдела реституции, я составила список утраченных ценностей и первым номером в нем поставила Псково-Покровскую икону.
Немцы сами на меня вышли. Инициативная группа Бременского университета нашла хозяина иконы, точнее старенькую хозяйку. Оказывается, эту икону ей подарил муж, который купил ее на барахолке у служивого. Эта славная женщина сказала, что хотела бы передать икону в дар какому-нибудь православному храму в Германии. Это означало, что икона осталась бы навсегда на Западе. Узнав об этом, я тут же позвонила своему хорошему знакомому — монаху Почаевской обители в Мюнхене, отцу Евфимию Логвинову, который раньше работал хранителем темперного отдела института имени Грабаря. "Икона должна вернуться в Псков", — сказала ему я. Показалось, что все обошлось.Владельцы изъявили готовность передать Псково-Покровскую икону в действующий православный храм. Потом — тишина. И только в 2000-м году, во время визита Владимира Путина в Германию, немецкие власти решили сделать политический жест — вернуть сокровище России.
- Все-таки икона попала в Псков?
- Да. Однако в обход Министерства культуры, инициативу перехватили Министерство иностранных дел и Московская Патриархия, где истории поиска "затерявшейся" иконы не знали. Вручали икону Патриарху в посольстве ФРГ. Мне сразу сообщила об этой передаче знакомая женщина-корреспондент " Немецкой волны ". Она задала вопрос Патриарху, возвращается ли икона в Псков? На что Святейший ей ответил: сначала надо установить, откуда это икона, из какой она, батенька, церкви. Потом на все наши запросы молчок, несмотря на письма-просьбы о возврате иконы. Через годок наезжают интуристы и спрашивают: Вся Европа знает, что святыню вернули на Родину. Где же она? Мы обратились к губернатору, у которого тогда с визитомбыли представители администрации президента. Слуга народа, поплакавшись им в жилетку, за пару дней снял проблему с иконкой. Странно, но администрация президента очень быстро отреагировала на просьбу губернатора.
- Почему Псково-Покровская икона почитается как святыня?
- Любая икона уже святыня. Псково-Покровская икона — защитница Отечества. Знак особого покровительства Богоматери. Ее явление на стенах осажденного Пскова спасло город от войска польского короля Стефана Батория, который тогда шел к Москве. Баторий, после неудачного стояния под Псковом, заключил мир с Иваном Грозным . На Псково-Покровской иконе изображены: заступница Богоматерь и псковская город-крепость.
Есть еще одна история, которую не все знают. И связана она с этой иконой. В Успенском соборе Московского Кремля (по описям 1775 года) есть две иконы: одна из них — Псково-Покровская, которую передали в Успенский собор в 1740 году, в год смерти императрицы Анны Иоанновны. Опись иконы гласила: "Образ Пресвятой Богородицы, изображение и мера чудотворныя иконы Псково-Покровская обители, зовомыя по угле; на нем оклад золотой чеканный, а венцы украшены брилиянтами.
При сем Образе следующая надпись:
"1740 года, сей Образ, тщанием Ея Императорского Величества, Великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержцы Всероссийской, обложен золотым окладом и украшен алмазами по Ея императорского Величества Христолюбивой вере к Сему Образу, для бывшей войны против турок и татар в 1736 году по 1740 г. которых праведных ради молитв даровал Бог Всероссийской Империи над супостатами победу" .
- Список с Псково-Покровской иконы сделали в честь победы России над супостатами?
- Неизвестно, когда сделан список, но в благодарность за победы, одержанные русской армией, императрица золотым окладом с бриллиантами украшает список иконы Псково-Покровской "в меру чудотворной". Где сейчас этот список Псково-Покровской иконы из Успенского собора Кремля с золотым окладом и бриллиантами — неизвестно. Из-за драгоценных окладов это были самые страдающие иконы. Наша Псково-Покровская икона — первое и самое древнее изображение "видения старцу Дорофею Богородицы" на стенах псковской крепости.
- Изображение плана города на иконах — явление нетипичное?
- Да, обычно на иконах изображались монастыри. По сути, первое изображение города на иконе — новгородская икона "Видение пономаря Тарасия". Возможно, псковский иконописец видел либо ее саму, либо ее прориси. Но новгородский сюжет не получил продолжения, а сюжет иконы "Богородицы Псково-Покровской" все время волновал богомазов. Существовало не менее семи икон на такой сюжет. Кстати, еще будучи герцогиней Курляндской, Анна Иоанновна часто проезжала через Псков (в Псково-Печорском монастыре хранится оставленная Анной Иоанновной дорожная коляска — прим. ). Она любила посещать святые места и, конечно, знала нашу икону. Я не исключаю, что список Псково-Покровской иконы был ею заказан для себя.
- Что такое "икона Жиглевича"?
- В конце XVII века появляются первые чертежи-планы Пскова, в частности, план 1694 года. Как известно, все первые чертежи — планы, в основном, рисовали иконописцы. По сути, язык иконописи хорошо соотносится с таким делом, а кто еще мог бы составлять чертежный план крепости тогда? И судяповсему,один из иконописцев создал другой композиционный вариант иконы, которая была в Псково-Печерском монастыре. Она изображает Псков и окрестности с запада на восток, с использованием плана крепости, сюда же вписывает иконописец и храмы. Эта икона стала первым полным планом Пскова. Ориентировочно в 70 — 80-е годы XVIII века создается икона по заказу псковской купеческой гильдии. Икона находилась в торговых рядах, рядом с лавкой купца Жиглевича.
"Икона Жиглевича" является списком с центральной части той первой иконы — плана города. Здесь тоже повторяется сюжет Псково-Покровской, т. е. видение Дорофею Божией Матери на крепостной стене Пскова. Богородица, поддерживаемая Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, в окружении псковских и святых князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, св. князя Владимира и Архиепископа Нифонта, нашего Николы Салоса. Они молят Богоматерь о спасении города. Изображен на иконе и Крестный ход жителей города — "хождение в угол" псковской крепости с Псково-Печерским Успением Богоматери. В 70-х годах Псков становится губернским городом, в 80-м его посещает Екатерина II. Эта "икона Жиглевича" никогда не была в церкви, она так и дожила до революции в торговых рядах.
- Получается своеобразная покровительница псковской торговли.
- Ее до сих пор в обиходе называют "иконой Жиглевича". Есть еще одна святыня — икона "Сретение Богородицы". Она написана в 1784 году для часовни Владычного Креста. Это самая большая сюжетная икона России. Она экспонируется в музее, в отделе истории. У Сретенья есть свой протограф — икона Псково-Печерского монастыря. Ее композиционный вариант и был повторен в псковской иконе Сретенья.
- То есть, Псково-Покровская икона стала неким образцом для других икон?
- Псково-Покровская икона — это символ государства Псковского. И изначальный протограф для икон, где изображается псковская крепость, ее план. Она начала "псковский сюжет", и он стал развиваться в других иконах. Но второй композиционный вариант, появившийся в связи с изображением планов города, развивается в гражданском смысле. У иконописцев появляется желание изображать город подробно, пластически достоверно. Например, на "иконе Жиглевича" сохраняется изображение Троицкого собора XIV века, после которого был построен нынешний (1699 г).
В иконе видно любование иконописцев своим городом, как крепостью, делается акцент на ее значении, ощущается благоговейное отношение к его сакральному пространству. Сколько храмов изображается на иконе! Они понимали эту красоту, нет никаких бытовых построек, одни храмы. Псков — Дом Святой Троицы. Именно так он воспринимался и его жителями, и иконописцами. Город воспринимался как особенное, сакральное пространство. Такое понимание города свойственно вообще средневековому сознанию. И оно переходит в другие столетия.
- Постоянное изображение в иконе, из столетия в столетие, плана городской крепости, городских храмов — нетипично для русской иконы?
- Это совершенно уникальное явление. В Пскове традиция изображать город-крепость на иконе так соотнеслась с мировоззрением псковича, что продолжилась до нового времени. Я вижу продолжение этой традиции, настолько она оказалась живучей, даже и не в иконах. Покупаю как-то билет на вокзале в Петербург, его дают в красивом конверте, на котором изображен Троицкий собор Пскова и Троицкий собор у Варшавского вокзала. И вдруг я понимаю: от Троицы к Троице. Меня это так потрясло.
- Псковская иконописная традиция уникальна не только в своей стилистике?
- Она уникальна и тем, что в псковской иконе прочувствована и осознана религиозно-патриотическая идея, которая не умерла и не может умереть. Эти иконы и сейчас трогают людей, мимо них нельзя пройти спокойно. Я занимаюсь этим много лет и могу это сказать с уверенностью: они никого не оставляют равнодушным. После псковской иконописи можно смотреть только Грецию и Сербию.
Наташа Богомолова " Псковское Агентство Информации "
Специально для "Правды. Ру"
P.S. Более трех лет Наталья Ткачева и Михаил Владыкин реставрировали икону "Сретение Богородицы". Когда я фотографировала ее без вспышки — темная икона, в зале без искусственного освещения, оказалась в луче яркого света.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.