После распада СССР и образования на его месте самостоятельных государств, в жизнь людей, до этого привыкших без препятствий передвигаться к соседям и обратно, вошла новая реальность — граница. Видимо, до сих пор к этому никак не могут привыкнуть не только жители некогда единого государства, но и вновь образовавшиеся органы власти.
С 16 по 23 августа 2004 года житель Латвии Сергей Морозов фактически жил на рубеже России и Латвийской Республики. Прибыл он на поезде "Москва-Рига" 16 числа на железнодорожный пункт пропуска "Посинь" (Себежский район Псковской области) из Оренбурга, где отбывал наказание с 1996 года. По информации представителя территориального отделения "Псков" Северо-западного регионального пограничного управления ФСБ РФ, при себе он имел паспорт СССР внутреннего образца со штампом "негражданин" Латвии, справку об условно-досрочном освобождении, нотариально заверенные документы о проживании в г. Лиепая его родственников.
Других документов у него не было, не было и бумаг на выезд из России, поэтому наши пограничники жителя Латвии с поезда сняли и передали сотрудникам Миграционной службы МВД Псковской области. В тот же день российский суд установил, что г-н Морозов не является гражданином РФ и принял решение о его выдворении за пределы страны. Однако погранслужба Латвии вернула этого человека назад, сославшись на отсутствие у него свидетельства на возвращение. Кроме того, латвийские власти беспокоил вопрос, не получил ли г-н Морозов гражданства РФ или постоянную прописку на территории нашей страны. В обоих случаях, да еще и после столь длительного отсутствия, он автоматически терял право проживания и безвизового въезда в ЛР. Ближайшее место на территории России, где необходимый документ можно было получить — консульство Латвии в Пскове.
Создалась ситуация, когда человек юридически не мог въехать домой, так как не имел, согласно букве латвийского закона, необходимых документов на въезд. Но и попасть на территорию РФ в латвийское консульство он тоже не мог — не позволяло судебное решение о выдворении с территории страны. Езда по границе продолжалась с 17 по 20 августа.
Когда Сергея Морозова в третий раз вернула погранохрана ЛР, российские пограничники 19 августа обратились за помощью в местное представительство МИД РФ. Требование соседей предоставить сведения, что у С. Морозова отсутствует регистрация в нашей стране и/или гражданство России, в погранслужбе вызвало, мягко говоря, удивление. По мнению пограничников, это ставит под сомнение законодательство РФ и профессионализм суда, который уже вынес решение о выдворение Сергея Морозова, то есть установил, что он не является российским гражданином и не имеет на ее территории постоянной прописки. Тем не менее, все возможные сведения латвийской стороне предоставили. Вместе с нотой российского МИДа.
В пятницу, 20 августа, консульство Латвии сообщило, что принято решение задержать Сергея Морозова на территории республики на 10 суток до выяснения всех обстоятельств. Информацию подтвердили и латвийские пограничники. Тем не менее, в 24.00 20 августа его вернули на территорию России. В дело вновь вступила Миграционная служба.
Тут случилось вообще странная история. По информации пограничников, сотрудник Миграционной службы отправил человека, не имеющего ни российских документов, ни денег, первым рейсом в Псков, дабы тому в консульстве Латвии оформили необходимые бумаги. Напомню, что дело было в субботу, когда дипломатическая служба ЛР не работает. Два дня Сергей Морозов находился неизвестно где, занимался непонятно чем, ел неизвестно что.
Но, слава Богу, все обошлось хорошо, в понедельник он пришел в консульство Латвии, там его отвезли сфотографировать, и в течение дня выдали все необходимые документы. Сергей Морозов наконец-то вернулся домой.
Консул Латвийской Республики в Пскове Гинтс Серафиновичс прокомментировал создавшуюся ситуацию так: "Сергей Морозов до 1995 года жил в Латвии. В 1995 году он выехал в Россию, не определив свой правовой статус. Печать в паспорте, которую российские службы приняли за штамп негражданина Латвии, является отметкой регистра граждан, в который занесены все, кто когда-либо был зарегистрирован на территории республики или имеет регистрацию сейчас. Причем совершенно независимо от их гражданства. Поэтому у наших пограничников и возникли вопросы.
Так как он отбывал наказание в России, то правоохранительные органы РФ при освобождении Сергея Морозова через МИД России должны были обратиться в любое представительство Латвии, чтобы уточнить его статус и оформить ему проездные документы до дома. Но этого сделано не было. Поэтому пограничная служба Латвии не могла его впустить до выяснения всех обстоятельств".
Несмотря на обоснованную позицию латвийских властей, российские пограничники считают, что "проблема, сложившаяся с жителем Латвии не стоила выеденного яйца, ее можно было решить на уровне погранпредставительств, не прибегая к помощи дипломатических ведомств двух стран". По их мнению, с вступлением Латвии в Евросоюз похожие ситуации, когда с соседями не удается найти взаимопонимания по рабочим вопросам, стали случаться все чаще. "Нам осталось еще Президентов задействовать", — сетуют пограничники.
Кто был виноват в этой ситуации, Сергею Морозову, наверное, не очень важно. Парадокс в том, что власти двух соседних стран в разумные сроки не смогли найти общий язык и живой человек, несмотря на всю свою очевидность, как бы и не существовал вовсе целую неделю.
Отношения руководства России и Латвии сложные. Но люди-то тут при чем?
Константин Шморага,
Псковское агентство информации.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.