За кусок хлеба. (Исповедь современной рабыни)

В российской глубинке процветает настоящее рабство
Лидию М. я знаю давно. Еще будучи школьницей, она приносила свои заметки в районную газету "Восход". Аккуратно посещала работавшую при редакции школу репортера. Познавая азы журналистики, Лидия ходила на задания в 20-градусный мороз зимой в резиновых сапогах. У матери, учительницы начальных классов, она была шестым ребенком. Прошли годы, девушка куда-то уехала из города. И вдруг недавно на пороге моего кабинета появилась высокая женщина, на вид которой можно было дать лет 50. Улыбнулась и сказала: "Не узнаете?".

- Да Лида я, Лида, — и положила на стол школьную тетрадь. — Принесла статью, может, она кого-то заставит задуматься: стоит ли наниматься к чабанам на кошары пасти частный скот...

Заметки в тетради начинались так: "Сегодня трудно найти подходящую работу и в городе, и в селе. Особенно тем, у кого нет никакой профессии. Я в свое время не смогла получить достойного образования, не сумела построить крепкую семью, добиться хотя бы однокомнатной квартиры. Жизнь долгое время шла наперекосяк. А недавно встретила хорошего человека — Бориса Н., отработавшего двадцать лет помощником бурильщика у нефтяников. Но потом он попал под сокращение. Общежитие, где он жил, из-за ветхости снесли. У Бориса остался небольшой домик матери в селе в Левокумском районе. Словом, встретились, как в той песне, два одиночества. Перебрались жить в село. У Бориса — золотые руки. Надо кому-то из земляков отремонтировать холодильник — отремонтирует, сломалась стиральная машина — ее починит, что-то случилось с телевизором — и в нем знает толк. Пьет редко и мало. Разве не находка для женщины? Не гнушается никакой работы. Не бесплатно: кто деньгами рассчитывается, кто продуктами. Не сидеть же на шее у пенсионерки-матери...".

И дальше Лидия рассказывает, как осенью прошлого года вместе с мужем нанялись они к владельцу луковой плантации Шамилю убирать урожай. Благо, платил он ежедневно наличными деньгами всем наемным рабочим. Трудолюбивую пару Шамиль заметил сразу и, когда сбор лука подходил к концу, предложил: "А вы не хотите поработать на моей кошаре до весны? Не обижу. Мужу положу полторы тысячи рублей в месяц. Обеспечу продуктами, жильем. Все условия будут".

Подумали супруги и согласились, тем более что хозяин еще обещал подарить весной телку. На подворье матери она бы не помешала...

Привезли их на кошару, арендованную у СПК "Красный буденновец". Выделили, как обещали, комнату. Там же проживал с семьей младший брат Шамиля — Магомед. Наемные работники поступили в его распоряжение, а хозяин уехал домой, во Владимировку.

Борису доверили пасти 40 коров, принадлежавших братьям, а Лидии после растела предстояло их доить. А еще ухаживать за овцами. Скучать "новеньким" было некогда, но отношения с Магомедом не заладились. Он начал требовать, чтобы Борис не только ежедневно следил на пастбище за животными, но и косил камыш для ремонта кошары, помогал готовить помещения к зиме.

Рано наступили холода, у животных начался растел.

- Каждого теленка мы заносили в свою комнату, чтобы согрелся, встал на ноги. Старались не простудить животных, сохранить всех до единого. А чтобы у коров не пропадало молоко, их приходилось по нескольку раз в день доить вручную в холодной кошаре...

Дрова, которые завез с осени Шамиль, быстро закончились. Чтобы не мерзнуть, Борис брал в руки топор, ходил по лесу, засаженному гребенчуком, в поисках сушняка. Еще хуже было с продуктами. Хозяин привез лишь мешок муки и тем ограничился. Обещанные деньги не платил: дескать, нет пока, к весне появятся — после стрижки, как продадут шерсть. Супруги надеялись, верили, что сдержит слово Шамиль.

- Иной раз не было ни спичек, ни соли, — говорит Лидия. — Приходилось занимать у жены Магомеда. Она не отказывала, старалась помогать, но не настолько, чтобы мы с мужем ели досыта. Жили в основном на воде и лепешках. Правда, к Новому году подарил хозяин одну утку и три литра вина. А однажды зарезал заболевшего барана...

Зато работой загружал Магомед все больше и больше. Лидию заставил пасти хурду (выбракованных баранов). Она их поила, кормила, по морозу выгоняла на пастбище, где животные поедали сухую траву. Однажды днем на стадо напали волки, задрали трех животных. Узнав об этом, рассерженный Магомед потребовал заплатить за них 3200 рублей или отработать на сакмане: ночами принимать нарождающихся ягнят, поить их и кормить.

Отрабатывала. Нес свой крест и Борис. Сколько бы это длилось еще, сказать трудно. Но пожаловались как-то супруги на хозяина чабанам, приехавшим с соседних кошар. Дескать, денег не платит, кормит обещаниями, продуктов не привозит. Один из гостей посочувствовал наемным работникам, будучи в селе Владимировке, зашел к матери Бориса. Передал привет и рассказал, как им там живется.

Расстроенная старушка наняла машину и поехала за сыном и невесткой, забрала их домой. За полгода супруги первый раз ели настоящий борщ со сметаной...

- Я вот все думаю, — размышляет Лидия. — Есть ли предел человеческой жадности? Есть ли на свете справедливость? Ведь не получили мы от своих работодателей ни копейки денег. Нас попросту обманули, использовали как рабов.

Об этой истории я рассказала председателю Левокумского райкома профсоюза работников сельского хозяйства Раисе Оберемок: может, это единичный случай, не характерный для района?

- К сожалению, подобный беспредел творится на многих кошарах- там, где содержится большое количество частного скота — ответила она. — За кусок хлеба, за пачку сигарет продают себя люди в рабство. Права работающих там юридически ничем не защищены. Не хотят чабаны заключать трудовые договоры с наемными работниками. И это происходит не только на животноводческих точках. Та же картина и у других предпринимателей. Хозяева ни за что не отвечают, не понравится им кто-то — просто выставляют за дверь. И никакой суд не восстановит уволенного, никакой закон не защитит, потому что изначально для этого не было создано юридической основы...

Так что история Лидии и ее мужа, может, и поучительная, но при нынешней безработице на селе найдутся для Шамиля и Магомеда новые батраки, которые за кусок хлеба отдадут себя в добровольное рабство, чтобы хоть как-то свести концы с концами...

Анна ЛУПАШКО

Источник: Ставропольская правда

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить