В августе у Людмилы Кружилиной случился настоящий праздник: ее восемнадцатилетняя дочь стала студенткой Омского государственного университета. Счастливые мама и дочь были на седьмом небе. К этому событию Маша двигалась все одиннадцать школьных лет, аттестат получила с четверками и пятерками. Поэтому Людмиле Леонидовне учеба дочери хлопот не доставляла.
Выбор
После девятого класса мама с дочкой встали перед выбором, какой специализации в десятом отдать предпочтение: юридической или экономической. Маша склонялась к первой, мама как человек более зрелый и опытный считала, что экономика перспективнее.
Выбор помог сделать случай. Большинство Машиных подруг пошли в экономический класс. Расставаться после стольких лет учебы не хотелось, и Мария, можно сказать, выбрала экономику за компанию.
Десятый класс Людмила Леонидовна считает передышкой. А вот в одиннадцатом пришла пора думать о будущем. В том, что Маша будет поступать, сомнений не возникало. Так же как не стоял вопрос куда: только в госуниверситет. Старшая Кружилина уверена, что ОмГУ дает лучшее в городе образование. Дочь с этим не спорит.
Еще перед новым годом они снова решали, какой факультет выбрать: экономический или юридический. Теперь уже выбор подруг в расчет не брался.
- Мы все обсудили, — говорит Людмила Леонидовна. — Юрист, конечно, модная сегодня профессия, востребованная и денежная. Но у экономиста, по-моему, все равно более широкое поле применения, больше возможностей. Сейчас рано думать, где Маша будет работать, впереди еще пять лет. Но выбор-то есть. В той же налоговой инспекции экономисты работают, на любом предприятии, в любой фирме. Да и на бытовом уровне знание экономики помогает: куда деньги лучше положить, под какой процент. В общем, мы решили, причем сразу: если Маша не пройдет на бюджетное место, пойдем на коммерческое. Деньги я заранее начала подкапливать.
Подумать Людмиле Кружилиной было о чем: деньги деньгами, но главное — специальность выбрать. Вон юристы: дорого обучаться, а по окончании что? Омский рынок юристами переполнен. Как бы не попасть впросак.
Рынок (официально)
О деньгах Машина мама подумала вовремя — и правильно сделала. Время нынче такое: есть места, которые называются "бюджетными", а есть "внеплановые", то есть те, на которых вполне официально можно учиться за деньги.
Рынок образования в Омске давно сложился, и никто этого не скрывает. Достаточно заглянуть на институтские интернет-сайты или поинтересоваться в отделах договорных отношений. Так, например, одно из самых дорогостоящих очных обучений в Омске — на стоматолога в медакадемии (34 тыс. рублей за семестр). Следом идет факультет международного бизнеса в ОмГу. Там обучение по специальности "Экономика" обойдется в 24 тысячи рублей за семестр. Учиться на факультете культуры и искусств — дешевле: специальность "кино-фото-видеостудия" вынет из родительского кармана 11200 рублей за полугодие, а музыкальное образование обойдется и вовсе в 8400 рублей. Самая большая плата в Омском институте сервиса — на факультете дизайна: 17700 рублей за семестр. Инженерам полегче: постигать тайны ЭВМ в ОмГТУ можно за 12 тыс. рублей в полугодие. Менее престижная специальность "Машиностроение" обойдется на три тысячи рублей дешевле. Зато в Сибирской автомобильно-дорожной академии всякой специальности можно обучаться, выплачивая по 16 тыс. рублей за семестр. Что до остальных вузов города, то в среднем, как показывает практика, стоимость обучения колеблется в пределах десяти тысяч рублей за те же полгода. Но вернемся к нашей истории...
Экзамены
В июне Маша Кружилина подала документы на экономический факультет. И, сдав три экзамена: обществознание, русский и математику, набрала 41 балл. По пятибалльной системе это твердая четверка. Но этого не хватило для зачисления на бюджетное место. Вот так-то: классический университет в Омске пользуется успехом, да к тому же поговаривают, что отпрысков "VIP-персон" там хоть отбавляй. Между тем универ-то не резиновый.
- Нам предложили два варианта, — рассказывает Людмила Леонидовна. — Бесплатное заочное обучение или очное на коммерческой основе. Мы с дочерью долго не раздумывали и сразу выбрали второй вариант. В принципе, мы к нему были готовы. К тому же на заочном обучении, я считаю, вкус студенческой жизни не почувствуешь. Да и уровень знаний другой. По крайней мере, в наше время было так.
- Сколько стоит эта коммерческая основа? — спрашиваю.
- Девятнадцать тысяч за семестр.
- Потянете, Людмила Леонидовна?
- Не знаю. Надо потянуть. И обязательно справлюсь. Придется копить деньги, но дочь непременно выучу.
- А как Машины подружки? Поступили?
- Да, поступили. Две девочки и мальчик из их класса — на юридический, девчонки прошли в педуниверситет. Ксюша, подружка Маши, стала студенткой института сервиса, причем на бюджетной основе. У всех по-разному, но большинство ребят, как и мы, на коммерческой основе. Видимо, бюджетных мест маловато.
Когда я спросил Людмилу Леонидовну, не возникало ли мысли отправить Машу учиться в Москву, она не раздумывала:
- Не возникало, что вы! Там такая дорогая жизнь, никаких наших денег не хватит.
- Я видел Машу, когда в длинных списках на стенде в коридоре университета она искала среди зачисленных свою фамилию. Нашла. Теперь она первокурсница. Поздравил и пожелал легких сессий, а на третьем курсе постараться перейти на бюджетное обучение. Так и маме полегче будет.
Рынок (неофициально)
То, что Мария сама справится с семинарами, коллоквиумами и экзаменами, не сомневаюсь. Сам институт окончил, так что знаю: поступить — полдела. Выучиться надо. Полгода пролетит, глядь — экзамены да зачеты на носу, а если без меры тусовался и занятия забросил, туго придется. Вот тогда-то вступит в дело другой рынок. Поговорив с "бывалыми" студентами, выяснил, что в одном из омских институтов, чтобы экзамен зачли, можно преподнести "в дар" кафедре книги или оргтехнику. Деньги передаются через посредников. В другом вузе профильный экзамен обойдется в подношение от 1000 до 2000 рублей. Непрофильный достанется рублей за шестьсот. Зачеты иной раз уходят за "пиво или шоколадку". Впрочем, в ОмГУ, например, в ходу официальное репетиторство стоимостью от 150 до 350 рублей в час.
Грань между "законно" и "незаконно" в таких делах вообще довольно размытая. В Москве вон, когда руководство лингвистического университета вздумало повысить "законные" (по крайней мере — официальные) сборы со студентов, те взбунтовались, нашли понимание у политиков из партии "Яблоко", создали общественное движение против вузовских поборов. В Омске, кстати сказать, студенты и родители к этим новостям из столицы отнеслись с большим интересом.
Кирилл СЕМИЗОРОВ
Новое Омское слово
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.