Как флот принимал подарок английского престола
Визит британского престолонаследника принца Чарльза преследовал несколько целей, главной из которых, по всей видимости, было желание продемонстрировать единство взглядов наших стран на происходящее в мире.
Сначала премьер Тони Блэр, а затем и принц Уэльский, так сказать, явочным порядком подтвердили заинтересованность в сохранении добрых отношений с Россией, возраст которых перевалил нынче за 450 лет. Визит принца Чарльза в Петербург, помимо официальных приемов на борту фрегата королевских ВМС "Сент-Олбенс" и любования красотами Северной столицы, сопровождались передачей парусной яхты "Adventure" ("Приключение"), прослужившей в качестве учебного судна британских кадетов более 30 лет. Королевские ВМС использовали яхту максимально напряженно. Уже в 1974-м она стала абсолютным победителем первой кругосветной гонки "Whitbread", захватив лидерство в трех этапах из четырех. В каждом порту захода команда, включая капитана, менялась полностью, чтобы охватить участием в этой уникальной гонке, а значит, обучить, максимальное число моряков. К сегодняшнему дню все пять учебных кораблей этого типа ("Nicholson 55") сочли морально устаревшими и не соответствующими требованиям обитаемости в открытом море. Министерство обороны приобрело для их замены четыре новых океанских яхты (тип "Челленджер 67").
Старый "Эдвенчер", тем временем, капитально отремонтировали и решили презентовать нам по случаю юбилейных торжеств Петербурга. Несомненный акт доброй воли оказался для России очередным испытанием. Дело в том, что британцы в своем послании, подписанном первым лордом Адмиралтейства, так ловко сформулировали адресование подарка, что целых три инстанции почувствовали себя вправе претендовать на него: Балтийский флот, Ленинградская военно-морская база и собственно Санкт-Петербург. Яхта была передана в дар Балтийскому флоту в ознаменование его 300-летия, а также 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга от министерства обороны Великобритании. Его Королевское Высочество принц Уэльский торжественно вручил "Эдвенчер" командиру Ленинградской военно-морской базы контр-адмиралу Владимиру Кудрявцеву.
Было бы резонно полагать, что, если это подарок Балтийскому флоту, значит, яхтой должен распоряжаться его командуюший — адмирал Владимир Валуев, который наверняка заинтересован в ее присутствии в главной базе флота — Балтийске. Тем более что ни корабельной базы у тамошнего военно-морского училища, ни представительской яхты у командующего флотом нет. Ленинградской военно-морской базе проще: и представительских судов хватает, и учебные покамест имеются. Другое дело, что курсанты, дожив до пятого курса, с трудом представляют, как выглядит настоящее море. Мой сын Павел, курсант штурманского факультета Морского корпуса имени Петра Великого, к примеру, впервые вышел в море на двухнедельную практику по Балтике в конце 4-го курса. Слава богу, до поступления в училище он сподобился сходить на яхте "Океан" на регату "Катти Сарк-98" в Ирландию. За сто суток похода, каждый третий день которого был штормовым, он имел некоторую возможность представить особенности флотской службы и, тем не менее, решил продолжить семейную традицию, чему мы с дедом, также капитаном I ранга, были искренне рады.
Но вернемся к подарку. Дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. Не строят у нас яхт для курсантов военно-морских училищ, хоть ты тресни. А для учебных кораблей солярки не хватает. Не решит вопроса "Эдвенчер", перекрещенный при передаче в "Приключение", это факт! А вот престижную яхту иметь под рукой мечтает любой начальник. Решению оставить ее в Петербурге несомненно способствует заключение таможни — в случае базирования в любом другом порту, кроме Питера, надлежит выплатить пошлину в размере более 1 миллиона рублей. В Питере же она защищена законом об освобождении от налогов подарков ко дню юбилея города. А как же с приказанием командующего Балтийским флотом — быть на параде по случаю Дня ВМФ? Экипаж во главе с яхтенным капитаном Алексеем Шуткиным прибыл в Петербург, именно по этому случаю. В конце концов решающим аргументом стала возможность избежать пошлин. Яхта отправилась в Балтийск на парад, который в этом году обещал быть самым представительным, с обязательством возвратиться в Петербург, как основной порт приписки. По всей видимости, он им и останется.
Как отнеслись к этой истории англичане? Ведь все это происходило на их глазах. Посмеивались. Еще перед выходом с Британских островов они запросили на переход несколько русских яхтсменов — костяк будущего экипажа, чтобы передать им навыки и традиции заслуженного корабля и в какой-то степени убедиться, что корабль перейдет в надежные руки. По нашей "старой" традиции на борту оказались достойные, но весьма далекие от парусного дела люди. Просто их документы оказались лучше подготовлены, чем у остальных. Кадры по-прежнему решают все! В Киле, по дороге в Россию, двумя штабными специалистами по физкультуре и спорту все же решили пожертвовать. Их заменили на курсантов Морского корпуса, оказавшихся по случаю на Кильской неделе. О них капитан яхты Рэймонд Кей впоследствии отзывался весьма тепло, как о людях знающих, а главное, полезных...
Все это знакомо мне еще по 1981 году, когда моя подводная лодка отправлялась в Алжир... с Балтики, где проходила ремонт. За пару месяцев до ухода ее передали Балтийскому флоту, и тотчас большинство экипажа было заменено, по причине лучшей готовностидокументов у вновь назначенных. Странно, но сменить командира, видимо, рука не поднялась. Надо признать, что балтийцы оказались славными ребятами и быстро освоились на новом проекте, ведь они были настоящими моряками, а не базовыми спорторгами.
Принц Уэльский, прибывший на яхту в вице-адмиральском мундире, в эти тонкости не вдавался, он пожелал российскому экипажу "Приключения" успехов, поблагодарил моряков "Эдвенчера" за службу (только капитан Рэй Кей оказался гражданским человеком) и уехал на Север, где воздал должное Соловецким островам, назвав их "мировой жемчужиной". Впечатленный историческим экскурсом (не последнюю роль сыграл рассказ о тщетной попытке англичан захватить северную твердыню в годы Крымской войны) принц посадил сибирскую пихту и вверил заботу о ней британскому генконсулу в Санкт-Петербурге.
Тем временем последняя из серии новых океанских яхт типа "Челленджер 67", закупленных для тренировки будущих офицеров флота, была торжественно принята в состав британских Королевских ВМС. Нарекли ее по традиции "Эдвенчер", и ясно одно — застаиваться в базе она не будет.
Великая страна Россия! Жаль только — не совсем морская. По крайней мере, последнее время старается такой казаться. Знай принц ситуацию вокруг подарочной яхты, он вполне мог прийти к такому выводу. А жаль.
Сергей Апрелев, капитан 1-го ранга
Северная неделя
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.