Остров погибших кораблей

В акватории порта Байкал уже давно появился остров погибших кораблей. Он, как визитная карточка, встречает и провожает пассажиров парома-теплохода "Бабушкин", который три-четыре раза в день курсирует между этим населенным пунктом и поселком Листвянка. Прямо на рейде в порт стоят пришвартованные друг к другу проржавевшие корпуса судов разного тоннажа и конструкций. Местами они успели зарасти кустарником и травой. По тому, что там не боятся устраивать свои гнездовья птицы, сразу можно догадаться: люди – редкие посетители этого кладбища речного флота.

В конторе порта Байкал его начальник Владимир Вольковский без труда перечислил названия всех кораблей, поставленных на вечный прикол. Список жертв человеческой бесхозяйственности открывал грузовой теплоход "Сарма", бороздивший воды Байкала лет пятнадцать назад. Сейчас он представляет собой сгнивший остов и уже окончательно не подлежит восстановлению. Рядом с ним борт к борту пристроились заправщик теплоходов – бункер-база – и нефтеналивник "Майкоп". О бывшем назначении этих судов теперь можно догадаться только по величине их палубных терминалов и устройстве капитанских рубок. Еще здесь громоздятся транспортные грузовозы "Балхаш" и "Комбур". В свое время они буксировали плоты из деловой древесины и даже использовались в научных экспедициях для бурения байкальского шельфа. Замыкает остров погибших кораблей плавсредство с совсем прозаическим названием – баржа-2501. Когда-то она перевезла десятки тысяч тонн угля и вот уже более десяти лет брошена за ненадобностью в отстойник.

Резать корабли на металлолом невыгодно

– Это еще не весь наш бездействующий флот, – продолжил свой рассказ начальник порта. – Вниз по Ангаре, километрах в четырех отсюда, стоят 10 единиц барж. Все эти суда были спущены на воду в середине 70-х годов и предназначались для транспортировки грузов в Нижнеангарск, под строительство БАМа. До начала 80-х годов перевозки были огромными, и весь наш флот был максимально задействован. Когда БАМ сдали в эксплуатацию, перевозки резко сократились. Байкал – замкнутая водная система, и найти в его условиях применение такому количеству судов просто невозможно. Их никуда не перегонишь, вот и бросили. Думали отправить их на металлолом, подсчитали – оказалось, невыгодно. Хотя подобные предложения поступали из многих мест. Клиенты приезжали, смотрели, а потом разводили руками. Я и сейчас ищу любую возможность избавиться от железного хлама, но, кажется, это произойдет не скоро. Не топить же его на дне Байкала!

Остров погибших кораблей не сразу превратился в неотъемлемую часть пейзажа порта Байкал. Как известно, брошенное добро у нас не пользуется уважением, оно обязательно растаскивается и пропадает безвозвратно. Основную лепту в это внесли сами жители порта, когда по стране как грибы после дождя стали возникать многочисленные пункты по скупке черных и цветных металлов. Вся техническая начинка с судов, поставленных на временную стоянку, вплоть до последнего медного болта попала в руки перекупщиков. Разграбление государственного имущества продолжалось не один год и закончилось лишь тогда, когда тащить стало нечего. Скорее всего, разобрали бы и корпуса вместе с пароходными трубами и переборками, если бы у местного населения была такая возможность. Единственное, что законным порядком сдали в утильсырье, можно считать два лихтера, которые в 1994 году разрезали на металлолом. Остальное из-под полы сплавлено на черный рынок.

Байкальский флот скорее жив

Однако байкальский флот окончательно не погиб, в последние годы стал проявлять признаки оживления. Хотя затоплен пассажирский теплоход "Москва". На паях с одной из чешских туристических фирм по озеру продолжает ходить шикарный "Вампилов", еженедельно отправляющийся в круиз. Скоро из Иркутска должны привести "Комсомолец" – один из самых старинных теплоходов на Байкале (построен в 1963 году). Теплоход "Севан" простоявший в бездействии 8 лет, теперь восстанавливают на пристани "Ракета", и в ближайшее время под новым названием вольется в Байкальскую флотилию. Курсирует отданный в аренду Лимнологическому институту научно-исследовательский корабль "Улан-Удэ". Задействованы также "Зайсан", "Байкал", "Баргузин". Каждый день с пассажирами на борту отчаливают от пристаней на туристические прогулки "Восходы". Два раза в неделю отправляется в рейс до Северобайкальска быстроходная "Комета". Транспортный флот продолжает перевозить между байкальскими портами уголь и лес. Правда, золотые времена для него остались в прошлом, от былых перевозок в миллион тонн сейчас едва набирается несколько десятков тысяч.

За прошедшие годы заметно изменился капитанский и матросский состав Байкальской флотилии. Часть комсостава осталась верна своей прежней службе и продолжает стоять вахту на капитанском мостике. Некоторые устроились на работу в частные предприятия, кто-то коптит рыбу, кто-то ее продает. На представителей этой профессии, как и на многих других, оказали свое влияние экономические перемены. Что касается старших помощников, механиков, мотористов и матросов 2-го класса (уборщиц), то вакансии уже все заняты. Рабочие места в населенных пунктах по Байкалу в дефиците.

Павел Мигалев
"Копейка"

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/357/10687_baikal.html

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить