Если хлор вырвется из хранилища БЦБК, то Байкальску и прилегающим поселкам уже никто не поможет
Ни одна из пожарных частей, расположенных в непосредственной близости от Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, не сможет оперативно устранить последствия возможной аварии на предприятии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Дополнительные (они же – наиболее боеспособные) силы, из Иркутска, Ангарска смогут прибыть не раньше чем через четыре-пять часов. К этому времени на южном берегу Байкала спасать будет уже некого. Хлорное облако, развернувшись мощным фронтом, накроет собой несколько сотен квадратных километров. Вот к такому печальному выводу пришли организаторы межрегиональных учений на БЦБК с участием пожарных расчетов Шелехова, Иркутска, а также Бурятии.
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат в качестве площадки для учений выбрали не случайно. Для производства целлюлозы предприятие использует такое опасное вещество, как хлор. Оборудование с годами не становится лучше, а спасательная команда держится на голодном пайке. Пожарная часть значительно сокращена, а оставшиеся работники получают зарплату наполовину, поскольку пока БЦБК не спешит ставить спасателей на денежное довольствие.
Учения готовились несколько дней. Ангарчане, имеющие опыт борьбы с последствиями ядовитых выбросов, разработали специальный план привлечения сил и средств. На всякий случай отрабатывался один их самых худших сценариев. Согласно расчетам, проведенным российским центром "Хлорбезопасность", при разрушении железнодорожной цистерны на землю выливается более 50 тонн жидкого хлора. В теплое время года более десяти тонн ядовитого вещества мгновенно перейдет в газообразное состояние. А там уж куда подует ветер...
– Сегодня объектовая пожарная часть в лучшем случае сможет прибыть на место технологической аварии через 16 минут, – рассказывает подполковник Юрий Буданов, начальник отдела УГПС по охране промышленных объектов области. – Прежде чем выдвинуться к опасному очагу, всей команде, включая водителя, необходимо надеть защитные костюмы, иначе в пункт Ч просто никто не доедет. За это время опасная концентрация хлора может преодолеть расстояние до двух километров (от БЦБК до Байкальска – 2,5 километра. – Авт.), а потом удушающее облако развернутым фронтом двинется на ближайшие поселки. Из Иркутска машины доберутся до Байкальска только через 4–5 часов. Что им тут делать?
– Двенадцатая пожарная часть численностью 150 человек содержалась за счет БЦБК, – говорит зам. начальника УГПС области полковник Валерий Воробьев. – Сегодня осталось 96 человек, и те могут разбежаться. К счастью, здесь, в Байкальске, серьезных инцидентов с выходом хлора не было, иначе последствия трудно представить. Сегодня руководителям подразделений высказан ряд замечаний – при том, что учения готовились заранее; а если грянет внезапно?
Специалисты БЦБК признали, что необходимо приобретать или брать в аренду насосную станцию ПНС-100, способную перекачивать 100 литров воды в секунду. Испаряющемуся облаку хлора противопоставляют водную преграду. Своеобразный водяной зонтик осаждает ядовитое вещество, не давая ему распространиться. Лучшей преграды на первоначальном этапе пока не придумано.
На взгляд непосвященного, офицеры УГПС сделали несколько несерьезных замечаний в адрес работников БЦБК, например о заржавевшем флюгере, который уже давно показывает одно и то же направление ветра. На самом деле в случае ЧП целлюлозникам и пожарным придется ориентироваться по трубам комбината. Однако ветер на высоте 30–40 и 3–4 метров может дуть в разные стороны. Отсюда неверная информация о движении ядовитого облака. И смеяться уже некому.
Борис Слепнев
"Копейка"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.