Виктор Лапшин: «Мне не нравятся школы, которые отбирают детей»

В стране вовсю идет модернизация системы образования, вызывая у педагогов, учеников и их родителей самые противоречивые мнения. Сходятся все лишь в одном: реформа назрела. Сегодня мы беседуем на эту тему с начальником управления образования Ивановской области Виктором Лапшиным.
- Виктор Михайлович, когда началась реформа образования, как долго она будет проходить и в чем ее необходимость?
- Реформа образования идет уже с 2001 года, с того времени, когда на заседании Госсовета России была принята программа модернизации образования. Рассчитана она до 2010 года.
Необходимость модернизации образования, что называется, назрела. Назрела необходимость в новых государственных стандартах, которые разработаны и применяются в вузах, профучилищах, но до сих пор отсутствуют в средней школе, и это плохо.
Что касается вообще реформирования образования, решено, что наша средняя школа будет двенадцатилетней, и мы к этому готовимся. Одиннадцать школ нашей области участвует в российском эксперименте, в том числе одна сельская. Реформа предполагает начальную школу сделать четырехлетней. Также старшие классы будут профильными. Ну и конечно же, появятся новые учебники.
Одним из моментов модернизации образования станет единый государственный экзамен (ЕГЭ) для выпускников школ. В разных регионах России до сих пор разное понимание этой процедуры. Я всегда был внутренне за ЕГЭ, поскольку, на мой взгляд, он более объективен для поступления в вуз, но с другой стороны, меня всегда смущала достоверность результатов экзамена. Если открыто говорят, что в вузах все куплено, то я сомневаюсь, что и здесь все будет чисто. Появится круг людей, которым многое будет известно, все будет продаваться, все будет в Интернете. Тогда в ЕГЭ нет никакого смысла.
Мы сейчас не участвуем в эксперименте с единым госэкзаменом, но в 2004 году нам это сделать придется. Морально мы готовы, педагоги этому постепенно учатся: для них будут проводиться семинары по обучению технологии тестирования. В рамках модернизации идет обеспечение школ компьютерами. Возможно, скоро будет наконец создана единая корпоративная электронная сеть, которой будут связаны районные отделы образования, что значительно облегчит нашу совместную работу.
По большому счету, в процессе модернизации я не вижу ничего сверхъестественного — много шума из ничего. Это обычный процесс. Образование, как живой организм, на самом деле развивалось всегда, пусть без постановлений и без жестких планов министерства, но развивалось. Важным является сочетание консервативности и новаций.
- Как будет изменяться зарплата учителей, будет она увеличиваться или уменьшаться и кто ее будет платить?
- Это очень больной вопрос, который обсуждался на парламентских слушаниях в Москве, где я был совсем недавно. Сейчас зарплата учителям платится по единой тарифной сетке, где восемнадцать разрядов. Министерство труда и социального развития предложило новую концепцию начисления зарплаты работникам образовательной, культурной и социальной сфер. Там учитывается стаж работы, уровень образования, есть пункты, по которым зарплата учителя увеличивается чуть ли не в два раза. Но там нет главного — гарантии этой зарплаты государством. Государство фактически гарантирует только минимальную оплату труда, а все остальное должно идти из муниципальных бюджетов. Вот и получится, что в Тейкове учитель будет одну зарплату получать, а в Иванове — другую, из-за разных финансовых возможностей.
На парламентских слушаниях решили, что неприемлемо внедрять данную концепцию новой системы оплаты труда в ее нынешнем варианте. Мнение о непродуманности концепции было удивительно единодушным.
- Ваше отношение к эксперименту, проводимому в Нижегородской области, когда по таким предметам, как рисование, музыка и физкультура вместо оценок ставят просто зачет?
- Рациональное зерно в этом есть. Когда по предметам развивающего характера выставляются оценки, то у одних учеников появляется желание дальше этим заниматься, а у другого пропадает совсем. Поэтому такой ход я не то чтобы поддерживаю, но он мне понятен.
- Сколько у нас в области школ, планируется ли строительство новых, закрываются ли сегодня школы?
- В Ивановской области около пятисот школ, новостроек нет, хотя удалось добиться финансирования из федерального бюджета для продолжения строительства школы в Кинешме, которое было начато несколько лет назад и заброшено из-за нехватки средств. Есть реконструкции — например, в Фурманове из бывшего шикарного детского садика делается школа.
Закрываются школы, в основном сельские, из-за малокомплектности. Дети вынуждены продолжать образование далеко от дома. В таких случаях если они поедут на автобусе за десять километров в школу, то потом, отучившись, они уже вряд ли снова захотят ехать в такую даль на занятия в кружках и секциях, и в этом плане очень важные моменты образования и воспитания оказываются упущены.
- Следует ли переходить городским школам на исключительно территориальный принцип набора учеников, чтобы не было "блатных" школ?
- Мне не нравятся школы, которые отбирают детей. Вообще отбор в школы, прием у будущих первоклассников каких-то там вступительных экзаменов — все это незаконно. Но если происходит ситуация, когда, например, нравится родителям какая-то школа, куда могут взять только, скажем, сто детей, а хочет туда попасть шестьсот, то иначинается такой отбор. Если ребенок желает пойти в школу в том районе, где он живет, ему никто не вправе запретить, но и если школа находится в другом конце города, а ему хочется там учиться, — пусть ездит на другой конец города: у ребенка должен быть выбор. Плохо, когда ребенок, живущий рядом со своей школой, не попал в нее, хотя хотел бы, а кто-то другой из другого района его место занял. Когда школа начинает "очищать" себя — это тоже плохо. Школа должна учить всех.
- К вопросу о законности. Денежные поборы с родителей — насколько это допустимо, законно и правомерно?
- Принудительные сборы денег с родителей находятся вне закона, но жизнь есть жизнь. И исходя из того, что финансирование школ очень скудно и далеко не стопроцентно, я не вижу ничего плохого в том, что у родителей может возникнуть желание в чем-то помочь школе. Вопрос в том, как это делается. Если учитель пишет родителям ученика записку, где говорится, что они должны сдать столько-то денег на то-то и то-то, за это надо наказывать, это — побор. А если на родительском собрании инициативная группа родителей решает собрать деньги и что-то приобрести на них для школы, это другое дело. И расходование денег должно быть прозрачным, средства родителей не должны идти неизвестно куда. А у нас сегодня все происходит по такой схеме: учитель озадачил детей, дети озадачили родителей, и те начинают думать, с одной стороны, и жалко денег, а с другой стороны, не изменится ли отношение к их ребенку в школе, если они эти самые деньги не сдадут...
- Есть ли статистика по употреблению наркотиков, совершению преступлений учениками в стенах школы?
- Такую статистику сложно вести, потому что школа все равно никогда не скажет, сколько таких случаев в ней совершается, но это есть. К сожалению, если наркотики связаны с большими деньгами, то борьба с наркотиками связана с еще большими деньгами. Но так получается, что почему-то в этой борьбе участвуют все, кроме семьи, которая только одна осталась в стороне, она ни за что не отвечает. У нас нет пропаганды культа семьи. А телевизионные программы, такие как "Моя семья" и "Окна", наоборот, несут в себе идею разрушения семьи. Поэтому если случается с ребенком беда по вине пьющих, не работающих и не дающих нормальное воспитание своему ребенку родителей, то просто лишать их родительских прав, на мой взгляд, неправильно. Почему государство должно брать себе на плечи в нагрузку таких детей, а сами их родители не должны нести никакой ответственности? Если уж их лишают родительских прав, то пусть их и сажают в тюрьму, где они принудительно работают и зарабатывают деньги для своих детей.
- Как вы считаете, когда прекратится и прекратится ли вообще рост числа медалистов среди выпускников школ?
- Никогда он не прекратится. Пока медаль будет давать льготы при поступлении в вузы, это не прекратится. И пока медаль будет показателем работы школы, рост числа медалистов не уменьшится. Кроме того, медаль для сегодняшних выпускников школ является стимулом, а если бы она ничего не давала, то особо никто бы и не стремился ее получить только для того, чтобы ею гордиться. В свое время я окончил школу с золотой медалью, и именно тогда, в 1964 году, по распоряжению Хрущева медаль не была пропуском в вуз. Я сдавал все экзамены на обычных условиях, доказал себе, что имел необходимые знания, а моя медаль просто была гордостью для мамы.
- С чем вы связываете желание многих людей получать сегодня второе и даже третье высшее образование?
- С нестабильной ситуацией в жизни, в которой находимся сегодня все мы. С нехваткой экономических и других знаний. Нежелание служить в армии стало повальным, зато учеба в вузах для многих стала занятостью, молодежь не болтается без дела, а пять-шесть лет приобретает знания. И когда не хватает бесплатных мест в вузах, некоторые, у кого есть желание и возможность, поступают на платные отделения. То есть получение высшего образования сегодня для большинства или жизненная необходимость, или же подстраховка на всякий случай.
Беседовала Татьяна Дунаева
"Курсив Иваново"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить