Виктор Лапшин: «Мне не нравятся школы, которые отбирают детей»
В стране вовсю идет модернизация системы образования, вызывая у педагогов, учеников и их родителей самые противоречивые мнения. Сходятся все лишь в одном: реформа назрела. Сегодня мы беседуем на эту тему с начальником управления образования Ивановской области Виктором Лапшиным.
- Виктор Михайлович, когда началась реформа образования, как долго она будет проходить и в чем ее необходимость?
- Реформа образования идет уже с 2001 года, с того времени, когда на заседании Госсовета России была принята программа модернизации образования. Рассчитана она до 2010 года.
Необходимость модернизации образования, что называется, назрела. Назрела необходимость в новых государственных стандартах, которые разработаны и применяются в вузах, профучилищах, но до сих пор отсутствуют в средней школе, и это плохо.
Что касается вообще реформирования образования, решено, что наша средняя школа будет двенадцатилетней, и мы к этому готовимся. Одиннадцать школ нашей области участвует в российском эксперименте, в том числе одна сельская. Реформа предполагает начальную школу сделать четырехлетней. Также старшие классы будут профильными. Ну и конечно же, появятся новые учебники.
Одним из моментов модернизации образования станет единый государственный экзамен (ЕГЭ) для выпускников школ. В разных регионах России до сих пор разное понимание этой процедуры. Я всегда был внутренне за ЕГЭ, поскольку, на мой взгляд, он более объективен для поступления в вуз, но с другой стороны, меня всегда смущала достоверность результатов экзамена. Если открыто говорят, что в вузах все куплено, то я сомневаюсь, что и здесь все будет чисто. Появится круг людей, которым многое будет известно, все будет продаваться, все будет в Интернете. Тогда в ЕГЭ нет никакого смысла.
Мы сейчас не участвуем в эксперименте с единым госэкзаменом, но в 2004 году нам это сделать придется. Морально мы готовы, педагоги этому постепенно учатся: для них будут проводиться семинары по обучению технологии тестирования. В рамках модернизации идет обеспечение школ компьютерами. Возможно, скоро будет наконец создана единая корпоративная электронная сеть, которой будут связаны районные отделы образования, что значительно облегчит нашу совместную работу.
По большому счету, в процессе модернизации я не вижу ничего сверхъестественного — много шума из ничего. Это обычный процесс. Образование, как живой организм, на самом деле развивалось всегда, пусть без постановлений и без жестких планов министерства, но развивалось. Важным является сочетание консервативности и новаций.
- Как будет изменяться зарплата учителей, будет она увеличиваться или уменьшаться и кто ее будет платить?
- Это очень больной вопрос, который обсуждался на парламентских слушаниях в Москве, где я был совсем недавно. Сейчас зарплата учителям платится по единой тарифной сетке, где восемнадцать разрядов. Министерство труда и социального развития предложило новую концепцию начисления зарплаты работникам образовательной, культурной и социальной сфер. Там учитывается стаж работы, уровень образования, есть пункты, по которым зарплата учителя увеличивается чуть ли не в два раза. Но там нет главного — гарантии этой зарплаты государством. Государство фактически гарантирует только минимальную оплату труда, а все остальное должно идти из муниципальных бюджетов. Вот и получится, что в Тейкове учитель будет одну зарплату получать, а в Иванове — другую, из-за разных финансовых возможностей.
На парламентских слушаниях решили, что неприемлемо внедрять данную концепцию новой системы оплаты труда в ее нынешнем варианте. Мнение о непродуманности концепции было удивительно единодушным.
- Ваше отношение к эксперименту, проводимому в Нижегородской области, когда по таким предметам, как рисование, музыка и физкультура вместо оценок ставят просто зачет?
- Рациональное зерно в этом есть. Когда по предметам развивающего характера выставляются оценки, то у одних учеников появляется желание дальше этим заниматься, а у другого пропадает совсем. Поэтому такой ход я не то чтобы поддерживаю, но он мне понятен.
- Сколько у нас в области школ, планируется ли строительство новых, закрываются ли сегодня школы?
- В Ивановской области около пятисот школ, новостроек нет, хотя удалось добиться финансирования из федерального бюджета для продолжения строительства школы в Кинешме, которое было начато несколько лет назад и заброшено из-за нехватки средств. Есть реконструкции — например, в Фурманове из бывшего шикарного детского садика делается школа.
Закрываются школы, в основном сельские, из-за малокомплектности. Дети вынуждены продолжать образование далеко от дома. В таких случаях если они поедут на автобусе за десять километров в школу, то потом, отучившись, они уже вряд ли снова захотят ехать в такую даль на занятия в кружках и секциях, и в этом плане очень важные моменты образования и воспитания оказываются упущены.
- Следует ли переходить городским школам на исключительно территориальный принцип набора учеников, чтобы не было "блатных" школ?
- Мне не нравятся школы, которые отбирают детей. Вообще отбор в школы, прием у будущих первоклассников каких-то там вступительных экзаменов — все это незаконно. Но если происходит ситуация, когда, например, нравится родителям какая-то школа, куда могут взять только, скажем, сто детей, а хочет туда попасть шестьсот, то иначинается такой отбор. Если ребенок желает пойти в школу в том районе, где он живет, ему никто не вправе запретить, но и если школа находится в другом конце города, а ему хочется там учиться, — пусть ездит на другой конец города: у ребенка должен быть выбор. Плохо, когда ребенок, живущий рядом со своей школой, не попал в нее, хотя хотел бы, а кто-то другой из другого района его место занял. Когда школа начинает "очищать" себя — это тоже плохо. Школа должна учить всех.
- К вопросу о законности. Денежные поборы с родителей — насколько это допустимо, законно и правомерно?
- Принудительные сборы денег с родителей находятся вне закона, но жизнь есть жизнь. И исходя из того, что финансирование школ очень скудно и далеко не стопроцентно, я не вижу ничего плохого в том, что у родителей может возникнуть желание в чем-то помочь школе. Вопрос в том, как это делается. Если учитель пишет родителям ученика записку, где говорится, что они должны сдать столько-то денег на то-то и то-то, за это надо наказывать, это — побор. А если на родительском собрании инициативная группа родителей решает собрать деньги и что-то приобрести на них для школы, это другое дело. И расходование денег должно быть прозрачным, средства родителей не должны идти неизвестно куда. А у нас сегодня все происходит по такой схеме: учитель озадачил детей, дети озадачили родителей, и те начинают думать, с одной стороны, и жалко денег, а с другой стороны, не изменится ли отношение к их ребенку в школе, если они эти самые деньги не сдадут...
- Есть ли статистика по употреблению наркотиков, совершению преступлений учениками в стенах школы?
- Такую статистику сложно вести, потому что школа все равно никогда не скажет, сколько таких случаев в ней совершается, но это есть. К сожалению, если наркотики связаны с большими деньгами, то борьба с наркотиками связана с еще большими деньгами. Но так получается, что почему-то в этой борьбе участвуют все, кроме семьи, которая только одна осталась в стороне, она ни за что не отвечает. У нас нет пропаганды культа семьи. А телевизионные программы, такие как "Моя семья" и "Окна", наоборот, несут в себе идею разрушения семьи. Поэтому если случается с ребенком беда по вине пьющих, не работающих и не дающих нормальное воспитание своему ребенку родителей, то просто лишать их родительских прав, на мой взгляд, неправильно. Почему государство должно брать себе на плечи в нагрузку таких детей, а сами их родители не должны нести никакой ответственности? Если уж их лишают родительских прав, то пусть их и сажают в тюрьму, где они принудительно работают и зарабатывают деньги для своих детей.
- Как вы считаете, когда прекратится и прекратится ли вообще рост числа медалистов среди выпускников школ?
- Никогда он не прекратится. Пока медаль будет давать льготы при поступлении в вузы, это не прекратится. И пока медаль будет показателем работы школы, рост числа медалистов не уменьшится. Кроме того, медаль для сегодняшних выпускников школ является стимулом, а если бы она ничего не давала, то особо никто бы и не стремился ее получить только для того, чтобы ею гордиться. В свое время я окончил школу с золотой медалью, и именно тогда, в 1964 году, по распоряжению Хрущева медаль не была пропуском в вуз. Я сдавал все экзамены на обычных условиях, доказал себе, что имел необходимые знания, а моя медаль просто была гордостью для мамы.
- С чем вы связываете желание многих людей получать сегодня второе и даже третье высшее образование?
- С нестабильной ситуацией в жизни, в которой находимся сегодня все мы. С нехваткой экономических и других знаний. Нежелание служить в армии стало повальным, зато учеба в вузах для многих стала занятостью, молодежь не болтается без дела, а пять-шесть лет приобретает знания. И когда не хватает бесплатных мест в вузах, некоторые, у кого есть желание и возможность, поступают на платные отделения. То есть получение высшего образования сегодня для большинства или жизненная необходимость, или же подстраховка на всякий случай.
Беседовала Татьяна Дунаева
"Курсив Иваново"
Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе