В настоящее время в Сургуте рассматривается вопрос о перепрофилировании реабилитационного отделения психоневрологического диспансера в поселке Кедровый. Раньше здесь реабилитировали наркоманов, теперь собираются делать то же самое с бомжами. В этом здании планируют разместить так называемое отделение милосердия для социально дезадаптированных граждан, которые нуждаются в лечении, а также для неизлечимо больных без определенного места жительства.
Где же бомжи лечатся сейчас? Везде, где находятся врачи, согласные принимать и обслуживать такого человека, порой грязного, завшивленного, далекого от элементарных норм гигиены. Разумеется, во всех медучреждениях их принимают неохотно, но все же принимают. В экстренных случаях даже самому "асоциальному элементу", конечно, окажут первую помощь, но, если бомж "ходячий", ему нелегко попасть на прием к врачу. Убедиться в этом автору статьи довелось на реальном примере.
История о том, как бомж лечился
В конце декабря в редакцию "НГ" позвонил человек, представившийся другом бездомного человека, некого Сергея Павловича.По его словам, Сергей Павлович тяжело заболел: опухли ноги, все ноет, дышать тяжело и самостоятельно передвигаться ему все труднее. Друг возил больного в ЦРКБ и в поликлинику железнодорожников, но такого пациента принять никто не захотел, несмотря на то, что у него имеется страховой полис.
Чтобы выяснить, так ли это, мы вместе с Сергеем Павловичем отправились в ЦРКБ. Дальше коридора в приемном отделении нам попасть не удалось: в регистратуре ответили, что без направления из поликлиники его не примут. Обращаться Сергею Павловичу нужно было в поликлинику по месту прописки, которой у него нет. "Раз нет прописки — обращайтесь по месту фактического проживания", — ответила сотрудница больницы и, увидев, что мы уходить не собираемся, позвала врача.
Врач доходчиво объяснил навязчивым посетителям, что при всем понимании проблемы больница не может принять и даже осмотреть этого больного: "Он же не при смерти, сам передвигается, значит, в экстренной помощи не нуждается, так что это не к нам". После чего, критически окинув взглядом бомжа, добавил: "Скорее всего, он просто оголодал и промерз, его бы накормить, согреть — и все пройдет". Нам ничего не оставалось, как покинуть больницу.
Через пару дней я позвонила в поликлинику железнодорожников (наш герой "по факту" проживает в районе, который обслуживает это медучреждение) и спросила: "Может ли попасть на прием к врачу бомж?". "Нет, у него нет прописки, соответственно, он к нашему микрорайону не относится", — ответил голос в трубке. Правда позже, когда мы с Сергеем Павловичем и его другом пришли в эту поликлинику, его все же записали на прием, осмотрели и даже на 15 дней положили на стационарное лечение. За что всем медицинским работникам этого учреждения спасибо. Отмечу, что я сохраняла инкогнито, и потому влияние газеты здесь ни при чем. Сейчас Сергей Павлович чувствует себя гораздо лучше и очень доволен, что прошел курс лечения. В общем, хэппи-энд.
И тем не менее дважды нашему герою отказали в медпомощи в моем присутствии и, если верить его словам, дважды до вмешательства газеты. Если же верить тому, что говорят главврачи и другие ответственные лица медицинских учреждений Сургута, бомжей принимают везде и без всякого направления или полиса...
Если не врач, то кто же?
Вероятнее всего, "бомжовская удача" зависит от того, на кого нарвешься в регистратуре, какой врач дежурит, и еще от ряда случайностей. Теоретически Конституция РФ гарантирует право на медицинское обслуживание, в том числе и бесплатное, всем гражданам. При этом ни национальность, ни социальное происхождение, ни место жительства, ни религия не могут быть препятствием к получению врачебной помощи.
Практически же от "асоциалов" стараются отмахнуться. И это понятно: зачастую они пьют и гадят, вскрывают заживающие раны, чтобы с теплой больничной койки не выгнали на улицу, из-за них остальные больные вынуждены терпеть неудобства. "Почему место в больнице должен занимать неработающий алкоголик, преступник в прошлом и совершенно никчемная личность сегодня?" - говорят одни. "Даже человек, опустившийся на самое дно жизни, имеет право на милосердие и помощь", — говорят другие.
Конечно, оптимальный вариант — создание отдельного медицинского учреждения, где социально дезадаптированные граждане могли бы централизованно получать медпомощь. И реабилитационный центр в Кедровом, пока именуемый "отделением милосердия", мог бы стать таким заведением.
Еще в средневековье человек, не имеющий определенного места жительства, рассматривался как "существо более опасное, чем аспид, дракон, рысь и василиск", а потому его смерть была обществу желательна. Эта нелюбовь к бродягам, наверное, неистребима, но все же мы должны быть милосердны по отношению к ним. Особенно врачи, ведь они давали клятву, где говорится: "Клянусь быть ВСЕГДА готовым оказать медицинскую помощь". И несмотря на то, что лечение человека, который не мылся несколько месяцев, — занятие не из приятных, кто-то должен выполнять эту тяжелую, но благородную работу.
Мнения
Как в вашем медицинском учреждении относятся к бомжам?
Сергей Тарасенко, главврач окружной больницы "Травматологический центр":
- К нам попадает много таких больных. Их привозит "скорая помощь" или просто горожане, подобравшие их в подъезде или на улице. У такой категории граждан всегда есть, что лечить: раны, обморожения и так далее.
Например, "скорая" оставляет у нас такого пациента, мы оказываем ему первую помощь, а потом что с ним делать? На улице градусов 30. Мы же не можем человека выкинуть за порог, поэтому иногда бомжи остаются у нас до наступления тепла. Они неприхотливы, поэтому ничего не требуют, довольны жизнью в коридоре на кушетке. Наши санитарки отдают таким людям ненужную одежду, кормят, моют и подстригают их.
Конечно, бомжи стремятся попасть в стационар, поэтому зачастую симулируют разные заболевания. Их содержание дорого обходится, но что делать? Ведь доктор не может обидеть человека больного и к тому же несчастного.
Константин Игнатов, заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Центральной районной больницы:
- Мы, конечно, принимаем бомжей на лечение, особенно если это острые состояния: грипп, ОРЗ и так далее. Человека такой категории мы обслуживаем без направления, без полиса и документов. А тот случай, о котором вы рассказываете, — какое-то недоразумение, если бы об этом стало известно руководству, врач, отказавшийся осматривать больного, был бы наказан. Никаких препятствий к приему бездомных больных у нас нет.
Сергей Панин, главврач городской поликлиники "Геолог":
- В городе вопрос с медицинским обслуживанием бомжей пока остается открытым. Мы вынуждены принимать таких больных, но, конечно, никакого удовольствия от обслуживания бомжей врачи не испытывают. Особенно беспокоит то, что их присутствие доставляет дискомфорт другим посетителям. "Асоциалы" норовят остаться жить в поликлинике, но это недопустимо. Пролеченных больных мы отправляем обратно.
Светлана Ивченко, "Новый город"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.