"Маленькая, затерянная в шишкинских лесах, в "медвежьем углу" Елабуга показала всему миру самое цивилизованное, самое гуманное понимание международной Конвенции о правах человека..." Это строчки из письма баронессы Зигленде Олзхаузен, чей муж, барон Герд фон Олзхаузен, находился в Елабужском лагере № 7 для военнопленных.
В марте 1943 года город "встречал" немецких офицеров, плененных в Сталинградской битве. Жизнь немцев в лагере подробно описана в книге офицера Огго Рюле "Исцеление в Елабуге": "На нарах лежали соломенные матрасы, шерстяные одеяла и, чему я никак не мог поверить, белоснежные простыни. Каждый день мы получали по семьсот пятьдесят граммов белого хлеба. Все больные обеспечивались необходимыми медикаментами". И это в 43-м, когда вовсю бушевала война и самим елабужанам выдавали только 400 граммов хлеба в день, вспоминает переводчица лагеря Тамара Гребенщикова.
Основой другой книги — "Сталинградская Мадонна" Мартина Краузе — послужили письма военнопленного офицера и врача Курта Ройбера.
В ночь под Рождество в декабре 1942 года в окруженном советскими войсками Сталинграде Курт Ройбер нарисовал на советской карте Мадонну с младенцем и вывесил в бункере. По бокам надпись: "Свет, жизнь, любовь, Рождество в котле, Крепость Сталинград, 1942".
Почему именно тогда была написана эта картина? Известно, что к тому времени состояние немецких войск оставляло желать лучшего, приказы Гитлера убедили главнокомандующего немецкой 6-й Армии Фридриха Паулюса не капитулировать, поверив "в боеспособность солдат его армии". Курт Ройбер: "Но какова была боеспособность 6-й армии на начало 1943 года? Солдаты имели всего 25 патронов в день на человека, что могло помочь только обороне. Их ежедневный паек состоял из куска конины и 100 граммов хлеба". Газета "Roter Stern" писала в 1943 году, что каждые 7 секунд умирал немецкий солдат, не считая тех, кто погибал от голода, холода и истощения.
По мнению автора книги, Курт Рейбер был католическим священником и именно эта его картина, изображающая Мадонну с новорожденным младенцем Иисусом Христом, способствовала долгожданной даже для немцев капитуляции армии Паулюса.
Курт Ройбер скончался в лагере для военнопленных в Елабуге 20 января 1944 года, а в 1990 году в городе Ковентри в Великобритании его "Сталинградская Мадонна" была признана иконой.
"Примирение и Прощение, Свет и Жизнь" - это слова на другом варианте картины, которая написана уже в 1943 году, тоже под Рождество, но в Елабуге.
Книга "Сталинградская Мадонна" была выпущена в Германии , а в Елабугу попала как подарок Татьяне Нечаевой, с 1943-го по 1948 год работавшей главным врачом в лагере для военнопленных. "За сострадание и доброту ко всем немецким военнопленным от имени всех матерей и женщин мира, доброй женщине Татьяне, — говорится в письме баронессы Олзхаузен. — Только пройдя ужас и голгофу Сталинградской битвы и приняв Ваше сострадание, мы смогли это понять". Сталинградской мадонной называет баронессаТатьяну Александровну.
Татьяна Нечаева в 1941 году окончила Казанский мединститут. Капитан медицинской службы. В 1952 году основала в Елабуге противотуберкулезный диспансер, где работала до 1990 года. Награждена орденом Трудового Красного знамени, медалями, в том числе "За победу над Германией". Заслуженный врач ТАССР. Скончалась в 1999 году.
Татьяна Александровна рассказывала, в каком ужасном виде привезли к ним пленных: "Грязные, истощенные, завшивленные, больные, потерявшие человеческий облик. Трудно было себе представить, что эти люди совсем недавно чувствовали себя завоевателями". Для работы в лагере были мобилизованы врачи, в основном эвакуированные из Москвы, Ленинграда...
Прежде всего нужно было отделить больных военнопленных от здоровых, накормить, вымыть, подстричь, переодеть в чистое белье. Не хватало средних и младших медработников, и врачам приходилось выполнять все самим. Сотрудники лагеря находились на казарменном положении и не покидали его круглые сутки.
Первые военнопленные были настроены очень настороженно и, видимо, боясь, что их ждет расплата, упорно отказывались идти в баню, больные не давали делать уколы, не брали лекарства. "Но постепенно, — вспоминала Татьяна Александровна, — их отношение к нам менялось. Медработники видели в военнопленных не врагов, а лишь больных людей, нуждающихся в помощи. И несмотря на то, что все мы пострадали в той или иной степени от войны, от немцев, не потеряли чувства гуманизма, находили силы преодолеть в себе вражду к тем, кто причинил нам много горя".
Со временем к работе были привлечены врачи различных специальностей из числа военнопленных. Обитатели лагеря содержались на самообслуживании: заготавливали дрова для отопления корпусов, содержали в чистоте жилые помещения, получали продукты питания по накладным, готовили пищу для всего лагеря.
"Я уже не помню, во что обходилось нашему государству содержание каждого военнопленного, могу только сказать, что питание военнопленных было несравненно лучше, чем питались во время войны мы и наши семьи, — рассказывала Татьяна Нечаева. — Воспитательной работой среди военнопленных руководил комитет "Свободная Германия", во главе которого в то время стояли борцы-антифашисты депутаты Рейхстага Вальтер Ульбрихт и Вильгельм Пик, известные писатели Вилли Бредель, Фридрих Вольдо и другие немецкие коммунисты".
"Я горжусь тем, что могу называться елабужанином", — так говорил бывший военнопленный Герман Ренч, впоследствии награжденный орденом Отечественной войны второй степени и работавший в Министерстве национальной обороны ГДР.
В 1945 — 1946 годах почти все военнопленные немцы были отправлены на родину, в Германию, и лагерь заняли японские военнопленные.
Гульназ ИБРАГИМОВА , "Ал-информ"
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/90/363/9939_Stalingrad.html
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.