Нестрогий карантин по-пекински

Призрак бродит не по Европе. Призрак атипичной пневмонии. Он бродит по Юго-Восточной Азии и, похоже, прочно обосновался в соседнем с нами Китае. Официальная информация слишком кратка и именно что официальна. Между тем сейчас, в эти дни, в Пекине и Харбине, Шанхае и Гуанчжоу находятся сотни наших земляков-приморцев, не говоря о тысячах россиян со всей страны — студентах, стажерах, аспирантах, преподавателях и т. д. (о туристах здесь речи нет).

На днях на страницах "В" мы уже публиковали интервью с преподавательницей Восточного института ДВГУ, только что вернувшейся из Гуанчжоу, — это самый юг Китая и, как считается, чуть ли не рассадник загадочной болезни, известной под аббревиатурой SARS. По ее версии, все не так уж страшно.

Однако в эти же дни я написал письмо своему давнему знакомому, который работает в одной из официальных госструктур, представляющих Россию в Пекине, с просьбой поделиться своими впечатлениями о сегодняшней жизни китайской столицы. Он ответил без промедления (благо — электронная почта), но по причинам своего официального положения попросил на него не ссылаться, так как делится исключительно личными ощущениями. Зная этого человека не первый год, могу сказать, что его объективность не вызывает никаких сомнений.

Вот это письмо — практически без правок и сокращений. "Добрый день, Андрей! Что касается официальной статистики по болезни, ее можно почерпнуть с сайта нашего посольства в Китае www.russia.org.cn Там она обновляется ежедневно. Я могу сообщить только мои личные наблюдения по Пекину. До недавнего времени здесь все было спокойно. Волнения начались где-то две недели назад, когда власти признали, что количество заболевших в столице не 32 человека, как декларировалось ранее, а 300 с лишним. "Ошибка в подсчете", по их объяснениям, возникла вследствие того, что больные, содержащиеся в военных госпиталях, не учитывались, т. к. военные не обязаны информировать минздрав.

Тут же среди народа пошел "накрут". Все понимали причину этих ошибок. Ситуация усугублялась тем, что с постов были смещены министр здравоохранения и мэр Пекина, считавшийся выдвиженцем нынешнего председателя КНР Ху Цзиньтао и соответственно перспективным политиком. Кроме этого власти кинулись из одной крайности в другую. Если раньше проблема откровенно замалчивалась, была даже серия комичных репортажей, как на юге Китая люди в борьбе с новым гриппом парили дома уксус, то сейчас ей уделяют слишком пристальное внимание. На передовых страницах "Жэньминь жибао" постоянно звучит эта тема. Конечно, это сильно влияет на законопослушных китайцев. Значительно уменьшилось количество машин, велосипедистов и пешеходов на улицах города. Большинство ходит в масках. Закрыты школы.

Многие иностранные студенты покинули вузы, при этом им не препятствовали. Некоторые крупные рынки и магазины также закрыты, в первую очередь это относится к тем, что находятся в районах, где выявлены случаи заболевания. Внутренние авиарейсы сокращены, но действуют. Большинство международных авиакомпаний также летают, отказались от полетов, по-моему, Великобритания, Франция. При входе в аэропорт стоят аппараты с тепловыми датчиками. Если температура выше 38о, то вылет стопорят. Поэтому если ты болен и высокая температура, шансов улететь нет. Выезд за пределы города на машине рядовым пекинцам без спецуведомления запрещен. Наши на машинах с дипномерами прорывались несколько раз в предместья, где есть достопримечательности. Но многие места отдыха просто закрыты. В Пекин не пускают машины из других провинций и городов. Короче, в столице нестрогий карантин.

Предписания медиков многократно озвучены и всем известны. Правда, китайцы в личных беседах рекомендуют по 100 грамм, а также упоминают тот факт, что среди курильщиков нет заболевших. Российское посольство планирует в середине мая отправить семьи сотрудников на летний период на родину. Все надеются, что за этот период ситуация стабилизируется. Могу рассказать, как принимают в госпитале иностранца с признаками заболевания, похожего на эту заразу. При входе в клинику меряют температуру и всем выдают маски. Далее проводят в спецбокс. Врач и медсестры упакованы как после бактериологической войны. Сначала идет общий осмотр. Как правило, все признаки похожи на обыкновенную простуду или грипп. Далее делают рентген легких. Если все нормально, то отпускают домой и рекомендуют поменьше контактировать с окружающими, следить за самочувствием. В противном случае надо сдавать анализы, в том числе дорогостоящий на выявление этого заболевания.

Правда, власти заявили, что все расходы по этой болезни они берут на себя. Больницы, где находятся заболевшие, на строгом карантине. Врачи, среди которых также много пострадавших, не выходят оттуда неделями. Сейчас идет усиленная кампания по стимулированию и ободрению именно врачей. По телевизору частые репортажи об их мужестве и благородстве. Показывают, как они группами дают клятву Гиппократа — и сразу в бой на передовую, к больным.

Я думаю, власти опасаются беспокойства и отказов от работы врачей. На севере Пекина в кратчайшие сроки построили спецгоспиталь. Многие рестораны закрыты. А в работающих очень мало посетителей, что совсем не типично для КНР. Вообще страна терпит громадные убытки. Это касается и политики (отменена масса визитов, делегаций, ущерб авторитету и имиджу страны), и экономики (страдает индустрия туризма и сервиса, парализован наиболее экономически развитый юг страны, например, отменен азиатскийэкономический форум в Боао на Хайнане — аналог Давоса). По неофициальным оценкам, с момента заболевания убытки составили 200 миллиардов юаней (1 доллар — 8,2 юаня), то есть около 25 миллиардов долларов. Боюсь, что российская экономика такого удара просто не выдержала бы. Все магазины, рестораны, общественные места, транспорт и даже телефонные трубки в автоматах ежедневно дезинфицируют. Вот такие вкратце заметки. Счастливо. Удачи. К."

Подготовил Андрей Островский, "Владивосток"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить