Жизнь — сложная штука. Чуть дал слабинку, и оглянуться не успеешь, как затянет тебя в такой водоворот событий, что всех святых вспомнишь, лишь бы выжить. Михаила Серкова жизнь взяла на излом в восемнадцать лет. Всю войну парень провоевал под чужим именем и сложил голову в Чехословакии как Александр Андреев.
Про своего младшего брата нам рассказала Наталья Никитична. По мужу она Саблина, скоро восемьдесят пять лет исполнится. Бережно хранит жительница Автозаводского района фронтовые письма брата.
Михаил, родившийся в 1924 году, закончил семилетку, и вместе с сестрой приехал жить к Наталье Никитичне. Муж Натальи устроил обоих работать на две соседние шахты. Когда началась война, отец прислал письмо и велел детям ехать домой. Михаил набил шины велосипеда соломой, взял сестру и поехал обратно — из Чкаловской (Оренбургской) области в Челябинскую.
— У сестры третью шахту закрыли, а Михаил работал на четвертой и официально не уволился. Когда он пришел, уже будучи у родителей, в отдел кадров предприятия, кадровик обвинил его в дезертирстве. Дескать, тюрьма по тебе плачет. Поскольку наш отец был репрессированным и три года отсидел по ложному доносу, Михаил принял решение домой не возвращаться, а сразу уйти на фронт, — пояснила Наталья Никитична.
Михаил назвался Александром Андреевым и после месячной подготовки попал в окопы в качестве связиста. Он несколько раз был ранен, награжден, в том числе медалью «За боевые заслуги». Домой писал часто, но маскировался. Своих родителей в письмах называл дорогими друзьями, посвящал им стихи и подписывался соответствующе ситуации — ваш друг Саша.
Родители плакали над его письмами, понимая всю нелепость и одновременно трагичность положения, а Михаил писал, что вернется с победой в родимые края, что прошел уже пол-Европы. В письме, датированном 30 апреля сорок пятого года, на трофейном бланке он сообщил, что «сегодня живу в чистом поле, но уютной жизни мне скоро не встретить».
Последнее письмо датировано 11 мая. Михаил его написал перед боем, в которым получил тяжелое ранение. Он умер в госпитале 15 мая и был похоронен возле деревни с нелепым названием Мокральгота.
— Миша мечтал стать журналистом и много писал в военную газету...
Сергей Русов, "Площадь Свободы".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.