Брэнд "Путин" не продается

Магазин "Мир подарка" на челябинской улице Кирова. Внутри под витринным стеклом золотые и серебряные украшения. На дальнем от входа стеллаже открытый футляр темно-зеленого сафьяна. В нем — медные значки и мельхиоровые монеты, на которых в профиль изображен российский президент. У одного изделия ножка с круглой "закруткой", а у другого она отсутствует — вот, собственно, и вся разница. Цена соответственно 87,5 и 187,5 рубля.

Товаровед Ирина поясняет: продукцию с изображением президента приобретают, хотя и без ажиотажа. Что за люди покупатели? Разные. Присматривались к значкам и солидные, хорошо одетые граждане. Буквально через дорогу — Законодательное собрание области. Работники магазина вначале подумали, что это депутаты. Но люди в пиджаках и галстуках свои должности не рассекретили. Покупать "президентские значки", впрочем, тоже не стали.

А вообще-то народ в основном берет монеты, продолжает Ирина, — для коллекции или подарка. Хотя... Знакомый охранник, к примеру, приобрел вначале серебряный профиль, а потом еще изделие из меди, когда значки завезли. В общем, товар как товар.

"Мир подарка", пожалуй, последний челябинский бастион подполковника в отставке, бывшего заместителя командира дивизии по вооружению, а ныне ювелирных дел мастера, руководителя ООО "Предприятие "Фурман" Виктора Фурмана. Год назад ("Челябинский рабочий" писал об этом) он решил открыть новое производство — медальонов и значков с профилем президента Путина. К Владимиру Владимировичу отставник Вооруженных сил проникся особым уважением, когда он серьезно и последовательно взялся за укрепление российской государственности.

"Это первый вменяемый лидер, в которого можно поверить, которого нужно поддержать", — горячо рассуждал Виктор Анатольевич в своей ювелирной мастерской при нашей первой встрече. Вот Фурман и решил поддержать президента значком: "Как офицер офицера". На мои сомнения: не маркетинговый ли это ход — использовать раскрученный брэнд для продвижения своего специфического товара? — подполковник по-военному четко доложил: если б хотел только прибыли, "вложился" в значок с изображением Жириновского (харизматический лидер ЛДПР точно бы заплатил). Но некоторый коммерческий интерес у него все же был, поскольку достаточно потратился на оборудование. "Если я верну инвестированные средства, — предположил предприниматель, — Владимир Владимирович, наверное, не будет против".

Прошлым летом ювелирных дел мастер был полон оптимизма, обещая обеспечить своими значками всех желающих от Калининграда до Находки, ждал вложений со стороны. Главные поставки планировал в столицу. Перспективы рисовались радужные: изделия из драгметаллов можно продавать VIP-персонам, дипломатам и депутатам, партийным функционерам и людям из мира бизнеса, медные — тем, кому затруднительно разом выложить из кармана около трех тысяч рублей за золотой и 200 рублей — за серебряный, но кто также питает к президенту теплые и искренние чувства.
В течение года автор этих строк звонил Фурману, интересуясь делами. Он бодро отвечал: идут... Поэтому его последний звонок стал полной неожиданностью.

- Все, приступил к ликвидации производства, — выдохнул в трубку Фурман. — Нет спроса.

По его словам, он вложил в дело полтора миллиона рублей. Успел изготовить около тысячи изделий. Говорит, что с помощью посредников золотые значки девятисотой пробы были переданы министру обороны Сергею Иванову во время его визита в область, а также начальнику Генштаба Анатолию Квашнину, главкому ВВС и ПВО, некоторым другим высокопоставленным лицам. Всего раздарил около двухсот штук. Увы, такая презентационная политика себя не оправдала: "Потерял и время, и деньги".

Впрочем, предприимчивый чебаркулец по-прежнему убежден, что виновата не столько идея, сколько ее реализация. Маркетинг, анализирует Фурман свои шаги, оказался слабоват. Уверовав, что "раскрученный брэнд" в рекламе не нуждается, предприниматель тут-то и дал маху. Пассивнее, чем ожидал, повели себя общественные, государственные институты. То же телевидение, к примеру: вместо "тампаксов" могло б значок рекламировать, а оно знай свое — про "крылышки" да средства от целлюлита.

- Возможно, причина в том, что президент сам неодобрительно отозвался о тиражировании бизнес-проектов с использованием своего имени, напомнил всем о чувстве меры? — спрашиваю Фурмана. — Могло это вызвать некий моральный ступор, замедлить продвижение "особого" товара? Не исключено, поэтому и ваш проект не был встречен на "ура".

Виктор Анатольевич, как крейсер "Варяг", погибает (в финансовомсмысле), но не сдается:

- Президент не может повлиять на спрос. Он мог бы закрыть предприятие. Но ведь не сделал этого.

В голосе Фурмана слышится какая-то обида не на чиновников и не на партийцев-"единороссов", а на потребителя, который, как известно, всегда прав, но в данном случае не сумел по достоинству оценить полезную идею.

- Все одобряют деятельность Путина, а чтобы не с трибун, не на камеру, а как говорится, на уровне бытового сознания, от души популяризировать эти взгляды... Наверное, не доросли.

...Все-таки я еще раз схожу в "Мир подарка", чтобы приобрести этот не ставший слишком ходовым эксклюзив. А вдруг пора пасхальных яиц, чугунных бюстов, летних кафе имени президента и значков с его профилем уже уходит? У каждого времени — свои узнаваемые черты. Изделие Фурмана, сдается мне, станет одной из примет, которые "видятся на расстоянии", займет свое место в истории российского предпринимательства начала века, а может быть, вообще в современной российской истории. Ведь это какой аргумент для оппонентов, которые намекали на возрождение в пореформенной России культа личности. Что это, пусть объяснят, за культ такой, если ювелир из Чебаркуля вынужден подсчитывать убытки?

Евгений КИТАЕВ, Чебаркуль-Челябинск, "Челябинский рабочий"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить