Новосибирск входит в десятку самых популярных городов у нелегальных рабочих
Главный плюс гастарбайтеров в том, что они берутся выполнять самую тяжелую работу за самые низкие зарплаты.
Если отталкиваться от значения слова "гастарбайтер" (иностранный рабочий, привлекаемый из слаборазвитой в промышленно развитую страну), то в России с экономикой дела обстоят не так уж плохо.
Почти все страны мира делятся на те, которые поставляют рабсилу в другие страны, на те, которые являются транзитными, и те, что принимают ее у себя. У России в этом случае положение особое — наша страна выполняет все эти три функции. Наши едут в Турцию, Европу и Австралию танцевать в барах, работать программистами, собирать виноград и апельсины. Через Россию едут из Азии в Европу неквалифицированные рабочие. А к нам едут из малоразвитых стран работать на малооплачиваемых местах. Причем еще одна особенность России в том, что к нам едут чаще всего не "настоящие" иностранцы, а бывшие "наши" - граждане республик, вышедших из состава Союза.
По разным оценкам, число "непрошеных" гостей, нелегально работающих в нашей стране, составляет от 3 до 5 млн человек. Причем в одной лишь Москве их около миллиона. При этом официально у нас работают только 400 тысяч иностранцев. Это граждане 124 стран мира. Из них почти 80 процентов — граждане Вьетнама, Китая, Турции, Афганистана и экс-Югославии. И это без учета нелегалов. Так же популярны у гастарбайтеров Тюмень, Новосибирск, Томск, Татарстан и Башкортостан.
Чаще всего на заработки к нам приезжают украинцы, белорусы (которые вскоре могут стать и настоящими согражданами) и молдаване. Их основная специализация — строительство. Армян и азербайджанцев чуть меньше, и они работают в основном на рынках, в "пищевом" бизнесе и автосервисе. Кстати, им неплохо помогает трудоустроиться многочисленная армянская или азербайджанская диаспора.
Еще меньше в столице "средних азиатов". Гости из дальнего зарубежья составляют около 10 процентов всех иностранных работников. Это в основном турки, которые котируются как высококлассные строители, а также корейцы и китайцы, облюбовавшие дешевые барахолки. Меньше всех американцев, англичан, немцев и других европейцев, да и то это чаще всего сотрудники, возглавляющие российские филиалы транснациональных корпораций.
Но подавляющее большинство иностранной рабочей силы работает у нас нелегально. Поэтому главные претензии к таким работникам — со стороны контролирующих органов. Такой интерес понятен. С одной стороны, нелегальный рабочий легко может стать как жертвой, так и виновником криминала. А с другой — с "серой" и "черной" рабсилы в бюджет не платится ни копейки налогов. Этот же фактор можно считать и главным минусом. Среди труднорешаемых проблем еще одна — болезни, как обычные, так и экзотические. Такие работники, боясь вычетов из зарплаты, работают иной раз из последних сил, с температурой и лихорадкой. Да и для того, чтобы обратиться в поликлинику, нужен российский страховой полис.
Главный плюс гастарбайтеров в том, что они берутся выполнять самую тяжелую работу за самые низкие зарплаты. Заманить на такую работу местных практически невозможно.
Пример тому, что немалый интерес к нелегалам проявляют именно криминальные и коррумпированные структуры, — недавний суд над московскими милиционерами, которые обложили данью сезонных работников из Средней Азии и ежемесячно требовали с каждого по 50 долларов. Тех, кто отказывался от милицейской "крыши", систематически избивали, демонстративно ставили к стенке и, угрожая оружием, отнимали деньги и ценные вещи. "Выручка" во время одного из пяти налетов составила около 60 тысяч рублей.
После полугода издевательств несколько строителей не выдержали и обратились за помощью в милицию. Но после возбуждения уголовного дела потерпевшие стали обращаться к следователям с жалобами, что их преследуют люди в милицейской форме, требующие отказаться от показаний. И только после двух лет судебных разбирательств обвиняемые получили по 12 лет колонии строгого режима с конфискацией имущества.
У нас в Новосибирске таких вопиющих случаев не было, но в ноябре прошлого года в "ВН" была опубликована статья "Колония рабов, завезенных из Узбекистана, обнаружена в Новосибирске", подтверждающая, что и у нас не все так гладко. Тогда милиция Новосибирской области провела операцию по освобождению группы граждан Узбекистана, находившихся в заточении. Гастарбайтеры обрабатывали поля с морковью агрофирмы "Витаминка". Кормили их один раз в день хлебом и лапшой. После сбора урожая хозяева исчезли, а брошенные люди остались без документов и без денег. Другие рабы, найденные на складе рынка по ул. Дунайской, днем перебирали овощи, а ночью их запирали под вооруженной охраной и ежедневно избивали.
Гастарбайтер как борец с безработицей
По прогнозам, в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится — число безработных будет держаться в рамках 7-8 процентов. По состоянию на июнь, по данным городского центра занятости населения, в Новосибирске 6925 безработных. Многие оценивают эту ситуацию так: следует ли обеспечивать работой и зарплатой иностранцев, когда наши граждане сидят без работы? Но, во-первых, свободные рабочие места вряд ли можно назвать высококвалифицированными, ведь самая востребованная профессия Новосибирска на сегодняшний день — это дворник! Далее по популярности следуют электрики, слесари, сварщики, токари и т. п. А во-вторых, наши безработные предпочитают сидеть вовсе без работы, чем соглашаться на временные и непрестижные, с их точки зрения, варианты.
Например, в этом году центр занятости предложил подработать неимущим гражданам и безработным на благоустройстве города перед празднованием 110-летия Новосибирска. Требовалось чистить остановки общественного транспорта, сажать цветы и обслуживать клумбы, укладывать асфальт и убирать мусор. Зарплату предлагали от 3 до 7 тысяч рублей. И наши неимущие... отказались работать за такие "копейки"! Поэтому чаще всего иностранных рабочих можно увидеть на укладке асфальта, тротуарной плитки и на других непрестижных, но тяжелых работах.
Стоит ли с ними бороться? Многие видят последствия нежелания местного населения работать на таких должностях и принимают их за причину безработицы. Поэтому в большинстве стран вводятся трудовые квоты. В нашей стране такой необходимости в квотировании пока нет. Да и бороться с самими гастарбайтерами практически бесполезно. Гораздо эффективнее бороться с "рабовладельцами". Тем не менее в начале этого года был принят Закон "О правовом положении иностранцев", по которому работодателю придется пройти немало инстанций, прежде чем он сможет добиться разрешения принять на работу нероссиянина.
Вот какую памятку предпринимателя распространило накануне летнего сезона правительство Москвы среди "юрлиц": "Если вы работодатель и хотите нанять иностранного рабочего, необходимо начать процедуру с обращения в свою управу, либо в префектуру. Затем обратиться в отраслевой комитет, затем рассмотрение заявок проводится на заседаниях отраслевых комитетов, затем — на межведомственной комиссии. Она дает ту квоту, которую просит ваше предприятие. С решением комиссии работодатель должен пойти в федеральную миграционную службу МВД России, которая и выдает соответствующее разрешение. С разрешением работодатели приходят в центры занятости, и там оформляется подтверждение на право трудовой деятельности в Москве". Простенькая схема, не правда ли? Интересно, сколько предпринимателей всерьез пройдет эту бюрократическую волокиту?
Самое абсурдное в этом законе то, что он касается как крупного работодателя, так и простого гражданина, желающего, чтобы на его ферме работали два узбека, или чтобы три азербайджанца сделали ремонт в вашей квартире. Рискнем предположить, что крупный работодатель не будет, сложа руки, сидеть и ждать официальных ответов, а простой гражданин даже и не подумает делать запрос в миграционную службу и службу занятости.
Самим иностранным соискателям работы по новому закону тоже придется уплачивать пошлину в казну в размере 1000 рублей. В праве на работу в России будет отказано террористам, экстремистам, судимым за тяжкие преступления, больным наркоманией и СПИДом. Список других "невъездных" болезней пока уточняется, сейчас в него добавилась и атипичная пневмония.
За неисполнение требований закона на нарушителей накладываются штрафы. Но тоже достаточно смешные — до 10 минимальных размеров оплаты труда. Мало того, чтобы заранее отбить охоту даже легально нанимать иностранцев, предусмотрена и оплата пошлины за каждого привлеченного работника — 3000 рублей. При этом еще нужно внести залог на случай того, чтобы работник мог гарантированно отбыть на историческую родину без ущерба для российского бюджета.
Есть ли необходимость в принятии нового закона об иностранной рабсиле? По большому счету, хозяину все равно, кто у него работает — россиянин или негр преклонных годов, лишь бы работа была сделана. Почему же так привлекательны гастарбайтеры из бывших союзных республик? Как говорят сами работодатели, такие работники являются на работу вовремя, в трезвом виде, согласны на сверхурочные и работу по праздникам и выходным. Да еще попутно за сущие гроши помогут хозяину на строительстве дачи, при ремонте квартиры, офиса и т.д. Существует и еще одна неофициальная версия такой популярности: по мусульманскому обычаю, если хозяин вовремя и справедливо рассчитался с работником, то тот в благодарность возвращает ему часть заработанного. Обычно эта сумма составляет 5-10 процентов. Будет ли на следующий сезон работодатель искать какую-то новую бригаду? Вряд ли. Поэтому поток рабочих-мигрантов из бывших союзных республик в ближайшее время в Россию будет только расти. А то, что, по разным оценкам, мигранты приносят теневому бизнесу России до 8 млрд долларов в год, только подтверждает вышесказанное.
Решаем проблему по Чернышевскому
Так что же делать? С одной стороны, работать на непрестижных, хоть и хорошо оплачиваемых местах все же некому, а с другой, население не сильно радо приезду иностранцев. Эксперты видят выход из создавшегося положения в возвращении соотечественников, оказавшихся после распада СССР за новыми российскими рубежами. Их немало — около 25 млн русских и 5 млн других национальностей, считающих русский язык своим родным. Как раз сейчас в миграционном потоке преобладают русские переселенцы (их доля составляет свыше 80 процентов). Чаще всего это молодые люди (среди переселенцев пенсионеров всего 12 процентов, в то время как по России этот показатель в два раза больше!), более образованны (мигрантов с высшим образованием в 1,5 раза больше, чем в среднем по России), они хотят работать и достойно жить. Вот только Родина им пока не оказывает должного гостеприимства, мало того, переселенцев из бывших союзных республик прошлогодним указом президента уравняли в правах с "настоящими" иностранцами.
Как считают специалисты, мигрантские потоки необходимо направить на развитие северных территорий. Эксперты называют неразумной ситуацию, когда на этой территории, составляющей 70 процентов российских земель, проживают немногим более 10 млн жителей. Но несмотря на то, что полезные ископаемые на Крайнем Севере разведаны только на несколько процентов, туда мало кто стремится. Например, в последние 5 лет Чукотка потеряла почти 50 процентов населения, а Магаданская область — 33 процента.
Как уже говорилось, отношение властей к гастарбайтерам очень разное. Чаще всего недоброжелательное. Но что касается Новосибирской области, то губернатор не раз говорил о благожелательном отношении к трудовой миграции. Более того, по мнению губернатора Виктора Толоконского, наметившийся в последнее время рост промышленности делает приток рабочих рук просто необходимым. Ведь на местном рынке представителей наиболее востребованных специальностей можно найти далеко не всегда.
Юлия ЛАТЫПОВА
Вечерний Новосибирск
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.