Недавно одна моя знакомая решила приобрести железнодорожный билет и отправилась в железнодорожные кассы на улицу Ленинградская, 56в. В дальнейшем выяснились весьма любопытные для местных потребителей подробности...
Плацкартный билет от Хабаровска до железнодорожной станции Теплое Озеро обошелся Светлане в 230 рублей, но так получилось, что срок ее служебной командировки был перенесен. Снова приехав на Ленинградскую, девушка попросила перекомпостировать ранее купленный билет на тот же поезд, но на два дня позже, на что в ответ услышала: — Такой услуги мы не оказываем. Вам придется сдать свой билет и купить новый.
- Странно, ведь раньше оказывали... Ладно, сколько при этом я потеряю — рублей тридцать?
- Покупали за наличку? Сейчас посмотрим. Так, билетик вы сдаете более, чем за пятнадцать часов до отправления поезда... Получается, мы удержим с вас 145 рублей!
Больше половины от стоимости билета? Осуществляя возврат в кассу за неделю до даты выезда? С какой стати? Ведь железнодорожники этот билет могут реализовать еще тысячу раз: времени, как говорится, вагон! За что взимается такой высокий комиссионный сбор?
Нигде в зале железнодорожных касс на улице Ленинградской, 56в (я решил лично проверить сбивчивый рассказ опешившей Светланы) мне почему-то не встретились вывешенные правила возврата купленных билетов, зато повсюду мозолили глаза рекламные проспекты туристического агентства "Тор" с приглашениями отдохнуть в Приморье, за рубежом и т.д.
В поисках истины я отправился к вышестоящему руководству — на железнодорожный вокзал, где в операционном зале сразу заметил красочный информационный стенд. В числе прочего были указаны интересующие меня сведения.
Итак, если вы приобрели билет в вагон поезда РЖД, курсирующего между станциями российских железных дорог, то при возврате билета, если до отправления поезда остается восемь часов, вам выплачивается стоимость билета и стоимость плацкарты. Если до отправления поезда — менее восьми часов, но более двух часов, вы получаете назад стоимость билета и 50 процентов плацкарты. Если менее четырех часов и после двенадцати часов от момента отправления поезда — вам возвращается стоимость билета.
Если же вы приобрели билет в вагон поезда межгосударственного сообщения, то полную стоимость билета и стоимость плацкарты вам вернут, если до отправления поезда остается 24 часа, стоимость билета и 50 процентов плацкарты — если менее 24 часов, но более шести часов, и лишь стоимость билета — если менее шести часов и после трех часов от момента отправления поезда...
Получается, если судить по действующим правилам, Светлане должны были вернуть, за исключением комиссионного сбора, всю потраченную на приобретение железнодорожного билета сумму! Что за чертовщина? Или обычная ведомственная неразбериха, и левая рука не ведает, что творит правая?
Выяснилось, что по заключенному договору с местными железнодорожниками реализацией билетов на улице Ленинградской, 56в занимается частная организация (уж не та ли, чьи рекламные проспекты я видел в здании железнодорожных касс на улице Ленинградской, 56в?). В качестве обыкновенного посредника. Или, выражаясь терминами железнодорожников, как "нетранспортная касса", у которой, кроме сборов, утвержденных МПС, существуют свои дополнительные, которые назад клиенту не возвращаются. И даже если железнодорожный билет, приобретенный в такой кассе, сдавать затем в кассу на вокзале, то пассажир не получит обратно сумму, складывающуюся из комиссионного сбора за предварительную покупку, сбора МПС и дополнительного сбора, установленного частной организацией. Отсюда — чувствительная для клиента потеря денег...
Но позвольте! Как об этом узнать рядовому потребителю, который по многолетней привычке (ведь не так давно все, что относилось к железной дороге, было государственным) отправляется за предварительной покупкой билета на традиционное место? Билеты-то везде одинаковые, установленного образца! На знакомом здании, где десятилетиями осуществлялась предварительная продажа билетов, висит фундаментальная вывеска "Железнодорожные кассы", да и внутри данного помещения нет прямых указаний, что продажей билетов здесь занимается не, как раньше, ДВЖД, а частная структура...
И лишь при более внимательном исследовании я заметил рядом со входом в здание, за полускрывающей текст заградительной металлической решеткой, небольшую табличку "ООО "Тор". Режим работы — с 8.00 до 20.00, без выходных", а за стеклом, возле окошечка каждой кассы — лист бумаги формата А4 с текстом "Порядок взимания комиссионных сборов при оформлении проездных документов", утвержденного 16 января 2003 г. Из этого официального документа, подписанного начальником дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров В.И. Медведевым и директором ООО "Тор" К.Н. Косарецким, вытекает, что "при оформлении проездных документов на проезд железнодорожным транспортом, если стоимость билета — до ста рублей, комиссионный сбор взимается в размере 26 рублей за одно место, если от ста до двухсот рублей — взимается 37 рублей, если от двухсот рублей — 48 рублей..." И далее — "...по железнодорожной форме комиссионный сбор взимается в размере 16 рублей за одно место".
Я попытался окончательно разобраться в данной ситуации. Как мне сообщила старший ревизор отдела вокзалов дирекции по обслуживанию пассажиров ДВЖД Татьяна Душенкова, здание на улице Ленинградской, 56в — муниципальная собственность, и до июля 2001 года его арендовало местное отделение ДВЖД. Но с внедрением автоматической системы продажи билетов "Экспресс" существовавшее былое разграничение между предварительной продажей билетов и продажей билетов на отходящие поезда исчезло: сейчас любая операционная касса, находящаяся на вокзале, производит продажу билетов на любой поезд за 45 суток до отправления. Необходимость в аренде отдельного здания для предварительной продажи билетов отпала (экономия текущих затрат!), и поэтому новый договор аренды между ДВЖД и городом заключен не был. В итоге с июля 2001 года кассы на улице Ленинградской, 56в арендует частная структура, которая и занимается реализацией железнодорожных и в соседнем зале авиационных билетов. Всего таких коммерческих агентств в Хабаровске на сегодняшний день насчитывается девятнадцать, и на них приходится более половины от общего объема продажи железнодорожных билетов в столице Дальнего Востока. Каждое такое посредническое агентство, кроме непосредственно тарифа, установленного МПС, производит свою ценовую надбавку — как правило, 40-50 рублей на одно место...
И тут выяснилось самое интересное. Оказывается, при продаже железнодорожного билета каждое такое агентство, кроме выдачи клиенту билета общепринятого образца, должно выдавать отдельную квитанцию, где будет фигурировать сумма дополнительного сбора. "А иначе как узнать пассажиру, за что он платит?" - удивилась Татьяна Душенкова. Однако при покупке билета в ООО "Тор" моя знакомая отдельной квитанции или чека не получила... Что в таких случаях делать? "Требовать документ в кассе!" - советует старший ревизор.
Наверное, никаких вопросов не возникало, если бы населению четко и доходчиво были разъяснены все нюансы — например, на специальном информационном стенде. Но вывешенных для всеобщего ознакомления правил возврата билетов в помещении на улице Ленинградской, 56в я почему-то не обнаружил...
Зато на самом железнодорожном вокзале, рядом с "настоящими кассами МПС" фигурирует объявление, где — читаю — черным по белому: "Ближайшие железнодорожные кассы находятся по адресу: ул. Ленинградская, 56в". Гм... Почему бы не разъяснить рядышком, что эти кассы — теперь не вотчина вокзала, и тарифы на предоставляемые там услуги несколько отличаются от эмпээсовских?
Вадим Самсонов, Тихоокеанская звезда
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.